Yoga-mgn.ru

Строительный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Плуги, их назначение, устройство и рабочий процесс

Устройство и работа плуга, регулировка, схема, рабочие органы

Устройство и работа плуга

Основными рабочими органами плуга являются нож, предплужник и корпус. Если более подробно рассматривать устройство и работа плуга то можно добавить что иногда на плуге устанавливают углосним и почвоуглубитель. Вспомогательными органами плуга являются рама с навесным или прицепным устройством, механизмы заглубляющие и выглубляющие корпуса, опорные колёса.

Качество работы плуга зависит от формы корпуса (рабочей поверхности)образованной отвалом и лемехом.

  • полевая доска
  • боковины с пяткой
  • отвал
  • стойка
  • лемех

Процесс работы заключается в подрезании части почвы снизу, поднятия его и направления на отвал. Отвал, в сторону сдвигая пласт, крошит его частично и переворачивает сбрасывая в борозду. Пласт перемещается благодаря форме лемешно-отвальной поверхности, при лемехе и отвале установленным под наклоном к стенке борозды и дну.

Плужные корпуса различаются по форме рабочей поверхности на

  • культурные
  • цилиндрические рухадловые
  • винтовые
  • полу винтовые
  • универсальные

Наиболее распространенными являются полу винтовые и культурные корпуса. Хорошее крошение и оборачивание пласта обеспечивают корпуса с культурной поверхностью. Такие корпуса используются для вспашки залежных и целинных земель, старопахотных почв.

Однако в случае залежных и целинных земель, более эффективны полувинтовые корпуса, они лучше оборачивают задернелый пласт, поскольку у этого типа отвала крыло более загнуто в сторону пласта который оборачивается. Когда плуг движется, при давлении почвы на корпуса, из за её бокового давления плуг стремится сместиться в сторону напаханной части поля.

Против этого, к каждому корпусу, к нижней части стойки, прикрепляют полевую доску, увеличивающую опорную поверхность плуга, что в свою очередь препятствует смещению плуга. Плуг для безотвальной вспашки поднимает подрезанный лемехом пласт и затем он поступает на уширитель. При этом происходит крошение пласта и рыхление почвы.

Плуг схема

Плуг делится на основные части (плуг схема):

  • предплужник 1
  • корпус 2
  • нож 4
  • рама 3
  • винт регулировки опорного колеса 6
  • опорное колесо 5
  • прицепное устройство 7

Иногда на плуги устанавливается гидропневматический предохранитель, это делается для обработки старопахотных почв, которые засорены камнями различных форм и размеров, частично выступающими на поверхность или скрытыми в толще слоя. Его основными узлами являются: гидроцилиндр, пневмогидроаккумулятор (ПГА) с поршнем и штуцером, кран, манометр, маслопроводы.

С помощью шарнирных опор и грядиля управляется каждый корпус плуга. Для лучшего оборачивания и крушения пласта, на корпусе установлены долото, перо и углосним.

Как отрегулировать плуг для пахоты

1. Регулировку плуга для пахоты следует начать с его рабочих частей. Главным рабочим элементом плуга является лемех, при вспашке более половины нагрузки приходится на него. Лемех должен быть обязательно наточен соответствующим образом. В противном случае расход горючего возрастет на 20%, производительность снижается почти на 20%, а глубина обработки может снизится более чем на треть.

2. На лезвиях лемехов должны быть наставки с режущей кромкой до 1 мм, угол заточки 25 — 400. Эти наставки должны быть из твёрдых сплавов, и одного размера. Отклонения не должны превышать: по длине лезвия 15 мм, длине спинки 10 мм, и ширине 5 мм. Проследите, что все головки болтов были утоплены до 1 мм или находились заподлицо. На стыке лемеха и отвала не должно быть зазора превышающего миллиметр, а сам отвал не должен выступать более двух миллиметров.

3. Важно нахождение лемеха и отвала на одной линии со стороны поля. Допустимое выступление лемеха — не более полсантиметра. Недопустимо выступание стойки корпуса за полевой обрез отвала и лемеха. Допустимые зазоры составляют: между стойкой и лемехом 3 мм, а между стойкой и отвалом 6 мм.

4. Необходимо проверить на плуге полевые доски, они должны быть ровными. Задняя часть их должна находиться с обрезом лемеха в одной плоскости. Допустимое отклонение — не более полсантиметра.

5.Лезвие лемеха надо установить параллельно установочной площадке. Возвышение задней части допустимо не более сантиметра. Установка погнутых грядилей и/или перекос рамы не допускаются. Иначе правильное общее расположение корпуса плуга нарушается. Правильность установки лемехов можно проверить так: натянуть шнур по пяткам и носкам заднего и переднего корпусов. Допустимое отклонение пяток и носков должно не превышать плюс-минус от натянутого шнура.

Отвал плуга и его применения

Отвал плуга — его рабочая часть корпуса предназначается для подъема пласта почвы, который подрезан лемехом. Отвал плуга деформирует пласт почвы, переворачивает верхним слоем вниз и отваливает его в борозду. Отвалы плуга по форме рабочей поверхности делятся на полувинтовые, винтовые, культурные и цилиндрические.

По конструктивному выполнению различают составные (из двух частей), роликовые, прутиковые, пластинчатые и др. Отвалы изготавливают из 2х или 3х-слойной стали подвергнутой закалке. Бывают плуги для скорости пахоты до 12 км/ч (скоростной пахоты), для них применяются отвалы со специальной формой рабочей поверхности, обеспечивающей хорошее прошение, нормальный оборот пласта и слитную поверхность пахоты.

Рабочие органы плуга

Рабочие органы плугов – черенковые или дисковые ножи, предплужники и основные корпуса.

Дисковый нож – диск, который вращается на двух шарикоподшипниках. Устанавливается он обычно перед задним корпусом, используется на плугах общего назначения, а так же для не засоренных корнями деревьев и камнями почв на кустарниково-болотных плугах. Черенковый нож представляет собой черенок, который переходит в нож и представляет собой двугранный клин. Такие используют при вспашке засоренных камнями, задернелых почв.

Черенковыми ножами оборудуют специальные плуги, в том числе и кустарниково-болотные. При работе плуг ножами отделяет пласт почвы вертикально, создавая ровную стенку, при этом создавая и дно борозды. Это помогает выдерживать заданную глубину пахоты, потому как обычно опорные колеса трактора или плуга идут по дну борозды.

Предплужник — часть плуга, снимающая верхний слой почвы, укладывая его на дно борозды.

Корпуса различают по разновидностям на культурные, винтовые и полувинтовые. Типы корпусов бывают полу винтовыми, скоростными, вырезными, безотвальными, с почвоуглублением или дисковыми.

Плуг фото

Навесной трёхкорпусный плуг.

Вспашка оборотным навесным плугом.

Плуг на который установлены полувинтовые корпуса.

Если не используется вся система, нужно остановить двигатель (или перевести его на малое число оборотов), выключить насос, запустить двигатель и продолжать ра­боту. Если не используются только выносные цилиндры, их нужно […]

Гидроаккумулятор (рис. 119) служит для поддержа­ния постоянного заданного давления в силовом цилиндре гидросистемы при работе с КВН. Постоянное давление в аккумуляторе поддерживает автоматический золот­ник 5

Концы трубопроводов и шлангов для предупрежде­ния вытекания масла при разъединении коммуникаций оборудованы самозапирающимися клапанами.

Высотное регулирование является основным. Поэто­му все орудия, навешиваемые на трактор с раздельно — агрегатной гидросистемой, должны иметь опорные коле­са. Плуги с опорными колесами имеют индекс Р.

На тракторах ДТ-54А, Т-75, Т-74, ДТ-75, Т-40, Т-28ХЗ, MT3-5JIC, МТЗ-5МС и Т-38 насос гидросистемы установ­лен на корпусе шестерен распределителя и приводится во вращение от шестерен двигателя. На тракторе ДТ-20 насос […]

Через всасывающий канал 1 (рис. 101) масло из бака поступает в насос, а по нагнетательному каналу 2 пода­ется из него в полость высокого давления. Масло захватывается зубьями обеих шестерен, запол­няет […]

Различают едино-агрегатные и раздельно-агрегатные гидравлические системы. Едино-агрегатные системы устанавливались на трак­торах старых марок (табл. 27), выпускавшихся до 1957 г. У едино-агрегатных систем насос, распределитель и силовой цилиндр заключены в общем […]

Гидравлическая система состоит из насоса, распреде­лителя, силовых цилиндров и бака с фильтром. Они сое­динены между собой шлангами, трубками или каналами, если выполнены в одном корпусе. Насос накачивает из масляного бака […]

Плуг: схема, устройство, назначение и правильное использование

Плуг — сельскохозяйственная машина, предназначенная для вспашки (основного вида обработки почвы). Во время пахоты рабочие органы плуга крошат пласты почвы, оборачивают их и сваливают на дно образованной борозды. При этом все остатки жнивья и сорняки заделываются глубоко в почву. Вспашка осуществляется на заданную глубину (от 18 до 35 см) в определенные агротехнические сроки.

Классификация плугов

Классификация пахотных агрегатов осуществляется по следующим признакам:

  1. По назначению:
    • Плуги общего назначения, оснащенные рабочими органами, имеющими стандартную ширину захвата (35 см). Они предназначены для обработки старопахотных почв под посев технических, овощных и зерновых культур.
    • Пахотные агрегаты специального назначения. К ним относятся плуги плантажные ППН-50 и садовые ПС-4-30; для обработки каменистых почв ПКУ-4-35; кустарниково-болотные ПБН-75 и ПБН-100А; для виноградников ППУ-50А; ярусные ПТН-40 и ПТН-3-40 для вспашки каштановых и солонцовых почв.
  2. По типу соединения с трактором:
    • Прицепные
    • Навесные
    • Полунавесные
  3. По типу рабочего органа:
    • Дисковые
    • Лемешные
  4. По количеству корпусов:
    • Одно (конные)
    • Многокорпусные (ПОН-2-30, ПЛН-3-35, ПТК-9-35)
  5. По технологии выполнения работ:
    • Для гладкой (весенней) пахоты
    • Для свально-развальной (зяблевой) пахоты

Общее устройство (схема) лемешного плуга

Пахотный агрегат состоит из вспомогательных элементов и рабочих органов, смонтированных на общей раме. Вспомогательные элементы предназначены для облегчения выполнения работ. Они включают опорные колеса (одно или два), бороздные колеса (у полунавесных и прицепных плугов), механизм регулировки глубины обработки, прицепное устройство или механизм навески. К рабочим органам относятся нож, предплужник с почвоуглубителем и основной корпус.

Рабочие органы

Нож служит для разрезания вертикального пласта почвы, облегчения вхождения корпуса в землю. Он способствует выравниванию стенки борозды. На пахотных агрегатах общего назначения установлены ножи дискового типа. Специальные плуги, используемые для обработки тяжелых почв, оснащаются ножами черенкового типа.

Основной корпус плуга предназначен для снятия почвенного слоя, крошения его, оборачивания и укладывания на дно борозды. В его устройство входит лемех, отвал и полевая доска, закрепленные на стойке. Лемех подрезает слой почвы. На плугах могут быть установлены лепеха трапецеидальной формы, долотообразные, вырезные, со щекой или выдвижным долотом. Отвал оборачивает разрезанный слой и отваливает его на дно образованной борозды. По типу отвалу корпуса делятся на:

  • Культурный — для основной обработки старопахотных почв;
  • Полувинтовой — для распахивания задернелых почв;
  • Вырезной — для обработки земель с малой толщиной плодородного горизонта;
  • С выдвижным долотом — для обработки тяжелых глинистых почв и суглинков;
  • С лапой-почвоуглубителем — для пахоты и одновременного рыхления подпахотного слоя каштановых и подзолистых почв;
  • Дисковый — для обработки тяжелых, засоренных корнями деревьев или переувлажненных почв;
  • Ротационный (вращающийся) — для подготовки почв под культуры, возделывание которых требует высокого качества обработки.
  • Комбинированный — для пахоты с интенсивным измельчением обрабатываемого пласта почвы;
  • Безотвальный — для подготовки к посеву земель, разрушаемых ветровой эрозией в засушливых регионах. Плуги с таким отвалом называются чизельными.
Читать еще:  Изготовление зиговочного станка в домашних условиях

Полевая доска обеспечивает ровность хода корпуса плуга, препятствуя его развороту под реакцией почвы. Стойка корпуса может быть низкой (для обработки тяжелых, заброшенных почв) и высокой (для мягких, окультуренных почв). Их изготавливают методом штамповки. На каждой стойке предусмотрено специальное седло для крепления корпуса.

Предплужник предназначен для подрезания и измельчения верхнего слоя почвы. Он устроен аналогично основному корпусу, но имеет меньшие размеры. Его ширина захвата на одну треть меньше аналогичного показателя основного корпуса.

Вспомогательные части

В зависимости от вида соединения пахотного агрегата с трактором вспомогательные части имеют ряд отличительных особенностей.

  1. У навесного плуга рама сварена из поперечной, продольной и главной пустотелых балок. В его устройство входит одно опорное колесо, оснащенное винтовым механизмом регулировки. Поперечная балка оснащена автосцепкой СА-2, посредством которой пахотный агрегат навешивается на трактор.
  2. Рама полунавесных плугов состоит из шарнирно соединенных между собой пустотелых балок. В их оснащение включены два опорных колеса, транспортный механизм с парой пневматических колес (полевым и бороздным) и автосцепка.
  3. В устройство прицепных плугов входит устройство для присоединения к трактором и три пневматических колеса: бороздное, расположенное в зоне первого корпуса; полевое, размещенное в средней части плуга и заднее.

Соединение с трактором

Для присоединения прицепного плуга на тракторе имеется специальная серьга, к которой крепится сцепное устройство пахотного агрегата. Навесные и полунавесные пахотные агрегаты соединяются с трактором посредством автосцепки, состоящей из рамки и замка. Замок, выполненный из двух наклоненных под углом 65° друг к другу швеллеров, надежно зафиксирован болтом на приваренном к раме плуга раскосе. Рамка посредством пальца фиксируется к нижним рычагам механизма тракторной навески и с помощью щеки к верхней тяге.Замок и рамка поддерживаются специальной собачкой, соединенной тросом с кабиной. Это позволяет отцеплять плуг, не покидая кабины. Соединение навесных плугов с трактором обычно осуществляется по двухточечной схеме. Полунавесные, широкозахватные многокорпусные плуги навешиваются по трехточечной схеме.

Особенности устройства плугов специального назначения

Плуги специального назначения оснащаются рабочими органами особой конструкции, позволяющие выполнять обработку почвы в специфических условиях.

  1. Плуг кустарниково-болотный ПБН-75/ПБН-100А. В его устройство входит один корпус шириной захвата 75 или 100 см, дисковый; плоский, оснащенный опорной лыжей, или черенковый нож, механизм навески и опорное колесо. Используется для вспашки осушенных минеральных почв и торфяников, предварительно очищенных от мелкой кустарниковой поросли пастбищ и лугов.
  2. Усиленные плуги для подготовки к посеву каменистых почв. Они оснащены автоматическими (ПКУ-4-35) или гидропневматическими (ПГП-7-40, ПКГ-5-40) предохранителями. Во время наезда на оставшийся в земле корень дерева или камень происходит срабатывание предохранителя, и корпус вытягивается из почвы. Миновав его, под действием тяговой силы трактора корпус вновь заглубляется в землю.
  3. Плуги ярусные ПТН-40 и ПТН-3-40. Их используют при необходимости увеличить глубину подпахотного горизонта при обработке обедненных почв (подзолистых и солонцовых), а также для подготовки земли под посадку садовых деревьев, виноградников и хлопчатника. При трехярусной вспашке первый корпус подрезает верхний слой и сваливает его на дно. Второй корпус поднимает нижний пласт вместе с уложенным на нем верхним пластом, но не оборачивает его, а сдвигает в сторону, образуя борозду. На нее сбрасывается второй пласт почвы, снятый задним корпусом. Двухярусная вспашка может осуществляться двумя способами. В первом случае верхний слой сваливается на поверхность распахиваемого участка, а нижний и средний разрыхляются и перемешиваются. Во втором случае средний и нижний горизонты выносятся на поверхность, а верхний заделывается на заданной глубине.
  4. Однокорпусной плуг. Используется для обработки легких плодородных почв на приусадебных участках.

Плуги, их назначение, устройство и рабочий процесс

УСТРОЙСТВО ЧИЗЕЛЬНЫХ ОРУДИЙ

Орудия для глубокого чизелевания почвы, рекомендуемые к внед­рению в хозяйствах нашей страны, разделяют на плуги чизельные общего назначения ПЧ-4,5, ПЧ-2,5 и плуги чизельные для обработки почв, засоренных камнями, ПЧК-4,5, ПЧК-2,5.

Техническая характеристика чизельных орудий для глубокой обра­ботки почвы приведена в таблице 1.1.

Навесные плуги чизельные ПЧ-4,5, ПЧ-2,5, ПЧК-4,5 и ПЧК-2,5 пред­назначены для рыхления почвы по отвальным и безотвальным фонам с углублением пахотного горизонта, безотвальной обработки почвы взамен зяблевой и весенней пахоты, глубокого рыхления почвы на склонах и паровых полей.

Основными узлами плуга чизельного общего назначения ПЧ-4,5 являются (рис. 1.1): рама 1, рабочие органы 2, опорные колеса 3, на­веска 4, механизм регулировки глубины хода 5 и подставки 6.

Аналогичное устройство имеет плуг чизельный общего назначе­ния ПЧ-2,5 (рис. 1.2).

Рис. 1.1. Плуг чизельный общего назначения ПЧ-4,5.

ПЧ-4,5

ПЧ-2,5

ПЧК-4,5

ПЧК-2,5

Агрегатирование с трактором

Рабочая ширина захвата, м

Максимальная глубина обра-

Рабочая скорость, км/ч

Производительность за 1 ч

основного времени, га

Рыхлительные и сменные стрельчатые лапы

Число рабочих органов на раме

Стойки рабочих opганов

устройства рабочих органов

Ширина захвата лап, мм:

Ширина междуследия рабочих

Габаритные размер, мм

Таблица 1.1. Техническая характеристика навесных орудий для глубокой чизельной обработки почвы.

Плуги чизельные общего назначения ПЧ-4,5, ПЧ-2,5 и плуги ПЧК-4,5, ПЧК-2,5 для обработки почв, засоренных камнями, комплектуют двумя типами сменных лап: стрельчатыми плоскорежущими (рис. 1.4, 1) и рыхлительными долотообразными (рис. 1.4, 2).

Рис. 1.2. Плуг чизельный общего назначения ПЧ-2,5 с приспособлением ПСТ-2,5.

Конструкция рамы чизельных плугов общего назначения ПЧ-4,5 и ПЧ-2,5 позволяет при необходимости навешивать съемные приспо­собления соответственно ПСТ-4,5 и ПСТ-2,5.

Приспособления ПСТ-4,5 и ПСТ-2,5 предназначены для дополни­тельного рыхления верхнего слоя почвы, выравнивания поверхности поля и частичного измельчения высокостебельных растительных остат­ков при работе одновременно с плугами чизельными общего назначения.

С точки зрения качества рыхления почвы и выравнивания поверх­ности поля приспособления наиболее эффективно используют на весен­них работах, а также осенью на основной обработке почвы под озимые зерновые культуры. Их можно применять при работе чизельных плугов на стерне после уборки различных культур, в том числе на стерне высо­костебельных культур после предварительного лущения дисковыми орудиями.

Техническая характеристика приспособлений к плугам чизельным общего назначения приведена в таблице 1.2.

Рис. 1.3. Приспособление ПСТ-4,5 в агрегате с плугом чизельным ПЧ-4,5.

Таблица 1.2. Техническая характеристика навесных приспособлений к чизельным плутам.

Агрегатирование с плугом

Рабочая ширина захвата, м

Глубина обработки, см

Рабочая скорость, км/ч

Производительность за 1 ч основ-

сменного времени с плугом, га

Барабан с ножевидными зубьями

Диаметр барабана, мм

Рабочая длина зуба, мм

Угол атаки катков, град

Габаритные размеры, мм:

Рабочие органы чизельных плугов общего назначения устанавливают на раме с недорезом пласта по ширине захвата на различную ширину междуследия в зависимости от глубины обработки и твердости почвы. При обработке почвы на глубину 20-30 см рекомендуемая ширина междуследия рабочих органов с рыхлительными лапами — 400 мм, а на глубину от 30 до 45 см — 500 мм. Стрельчатые лапы используют для обработки почвы на глубину до 30 см с шириной междуследия 500 мм.

В таком же порядке устанавливают рабочие органы чизельных плугов для обработки почв, засоренных камнями.

Рис. 1.4. Сменные лапы плугов чизельных: 1 — стрельчатая; 2 — рыхлительная долотообразная.

Приспособление ПСТ-4,5 навешивают на раму плуга ПЧ-4,5. Основ­ными узлами приспособления (рис. 1.3) являются два катка 1, механизм регулировки 2 и гидросистема 3. Каток состоит из рамы 5, барабана с ножевидными зубьями 4 и очищающей гребенки 6.

Механизм регулировки 2 служит для подпружинивания катков и регулирования глубины обработки почвы. Необходимая глубина обработки достигается изменением натяжения пружины механизма регулировки 2 с помощью гаек на штоке.

Гидросистема, включающая два гидроцилиндра 7, предназначена для изменения ширины захвата приспособления до 4 м при транспор­тировке орудия. Гребенка 6 служит для очистки ножей барабана от налипшей почвы и пожнивных остатков.

Приспособление переводится из рабочего положения в транспорт­ное и обратно с помощью гидронавесной системы трактора.

Для лучшего крошения почвы и выравнивания поверхности поля катки в рабочем положении установлены под углом атаки 7°.

В процессе работы агрегата ножевидные зубья барабанов 4 прово­дят дополнительное рыхление почвы на глубину 6-12 см независимо от глубины хода рабочих органов плуга.

Приспособление ПСТ-2,5 имеет аналогичное устройство, содержит один каток и агрегатируется с плугом ПЧ-2,5 (см. рис. 1.2).

Плуги чизельные ПЧК-4,5 и ПЧК-2,5 для обработки почв, засорен­ных камнями, выполняют те же технологические операции, что и плуги чизельные общего назначения ПЧ-4,5 и ПЧ-2,5. Рабочие органы плугов ПЧК-4,5 и ПЧК-2,5 снабжены устройством для предохранения их от поломок при встрече с крупными камнями и другими препятствиями в процессе работы. Тип предохранителей — индивидуально-пневмогидравлический.

Техническая характеристика этих плугов приведена в таблице 1.1.

Основные узлы навесного плуга ПЧК-4,5 к трактору тягового клас­са 5 (рис. 1.5) — рама 1, рабочие органы 2, механизм регулировки глубины обработки 3, гидромеханизм 4, навеска 5, подставки 6, пневмогидроаккумулятор 7, опорные колеса 8. Рабочий орган 2 вместе с гря­дилем и гидромеханизмом 4 соединен с рамой 1 шарнирно вертикальной осью вращения, обеспечивая подъем и обход рабочего органа при встре­че с препятствием.

Такая конструкция защитного устройства позволяет рабочим орга­нам обходить скрытые крупные камни и другие препятствия без извле­чения их на поверхность поля и автоматически возвращает рабочие органы в исходное положение после прохода препятствия. В конструк­ции защитного устройства предусмотрена фиксация отключенного рабо­чего органа в поднятом положении, что позволяет уменьшить ширину захвата орудия при работе в тяжелых условиях.

Рис. 1.5. Плуг чизельный ПЧК-4,5 для обработки почв, засоренных камнями, к трактору тягового класса 5.

Рис. 1.6. Плуг чизельный ПЧК-2,5 для обработки почв, засоренных камнями, к трактору тягового класса 3.

Плуг чизельный навесной ПЧК-2,5 (рис. 1.6) имеет аналогичное устройство и отличается от плуга ПЧК-4,5 меньшей шириной захвата.

Читать еще:  Ленточный гриндер. Шлифовальный станок ножедела

Техническая характеристика плуга ПЧК-2,5, агрегатируемого с тракторами тягового класса 3, приведена в таблице 1.1.

Научная электронная библиотека

Лекция 1.КЛАССИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН. МАШИНЫ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ОБРАБОТКИ ПОЧВЫ

1. Система машин и их общая классификация

Система машин представляет собой совокупность машин, взаимоувязанных по технологическому процессу, технико-экономическими параметрами и производительности, с помощью которых обеспечивается механизация всех производственных процессов. Систему машин разрабатывают с учетом основных природно-климатических природных зон страны, постоянно совершенствуют, дополняют и изменяют на основе достижений науки и техники.

В отличие от промышленности в сельском хозяйстве машина вступает в непосредственный контакт с живой природой. Материалом или средой, подлежащей обработке машинами, служат растения, семена, почва, населенная разными живыми организмами и другие объекты. Вот почему при создании новых машин учитывают технологические свойства и агробиологические особенности возделываемых растений, почвенно-климатические условия и сроки работ. Для успешного применения машин важно также, чтобы растения были приспособлены для машинной технологии их возделывания. Это требование учитывают и при выведении и районировании новых сортов сельскохозяйственных культур.

2. Классификация сельскохозяйственных машин

Сельскохозяйственные машины подразделяются:

По принципу действия на:

Мобильные — это полевые машины, рабочий процесс которых протекает во время их движения. Они обрабатывают материал, рассредоточенный по полю.

Стационарные машины, устанавливаемые на токах, пунктах переработки урожая или подготовки семя, обрабатывают материал, доставляемый к ним транспортными средствами.

Передвижные машины снабжены колесным ходом. Их перевозят с одной позиции на другую для обработки находящегося там материала.

По способу соединения с источником энергии на:

Прицепные машины снабжены колесным ходом, на который они опираются как в рабочем, так и в транспортном положении.

Полунавесные машины в транспортном положении опираются на трактор и собственный колесный ход.

Навесные машины при помощи специального устройства навешиваются на трактор.

Монтируемые машины не имеют единой рамы. Они стоят из отдельных сборочных единиц, которые крепят на трактор в различных местах и соединяют между собой механизмами и коммуникациями.

Самоходные машины включают в себя двигатель, трансмиссию, ходовую часть, кабину и рабочие органы, смонтированные на общей раме.

По назначению подразделяются на:

— приготовление и внесение удобрений,

— посевные и посадочные,

— химической защиты растений,

— для послеуборочной обработки зерна.

Каждая группа делится на виды.

У каждого вида есть типы.

3. Почва. Задачи и приемы ее обработки

Почва — поверхностный слой земной коры. Обработка почвы проводится с целью повышения ее плодородия. Различают 3 вида (системы) обработки:

Отвальная система предусматривает оборот почвенного пласта, что обеспечивает заделку пожнивных остатков, семян сорняков, и возбудителей болезней в нижние слои пахотного слоя. При этом пожнивные остатки быстрее разлагаются, а сорняки, личинки вредителей и возбудителей болезней погибают. Отвальная обработка получила наибольшее распространение в районах достаточно и избыточно увлажнения.

Безотвальная система исключает оборот почвенного пласта, его заменяют глубоким рыхлением и сохранением стерни, защищающей почву от ветровой эрозии. Эта система обработки получила распространение в степных районах, где проявляются эрозийные процессы, а также в районах недостаточного увлажнения как способ накопления и сохранения влаги в почве.

Минимальная система предусматривает сокращение количества обработок и их глубины, совмещение и одновременное выполнение нескольких технологических операций и процессов за один проход агрегата. Ее применяют в различных районах, чтобы снизить уплотнение и распыление почвы двигателями тракторов, а также сократить сроки подготовки почвы. В некоторых случаях обрабатывают не всю поверхность почвы, а только узкие полосы, в них затем высевают семена. Такая обработка почвы называются нулевой.

В зависимости от глубины хода рабочих органов и выполняемых операций различают:

— специальную обработку почвы.

Основная обработка — это первая наиболее глубокая
(20…30 см) обработка почвы после возделывания предшествующей культуры. Ее проводят плугом с оборотом и последующим рыхлением почвенного пласта. Почву, поврежденную ветровой эрозией, рыхлят без оборота пласта на глубину 25…40 см.

Поверхностная обработка проводится перед посевом, в процессе или после посева на глубину не более 14 см. Ее выполняют лущильниками, культиваторами, боронами, мотыгами, катками, фрезами с целью рыхления, перемешивания или уплотнения почвы, подрезания сорняков и заделки удобрений.

Специальная обработка нужна при освоении новых земель, а также чтобы создать некоторые специфические условия для нормального произрастания растений. К ней относятся вспашка кустарниково-болотными плугами, плантажная и ярусная обработка, рыхление на большую глубину фрезерование почв, нарезание гряд.

Наиболее распространены следующие приемы обработки
почвы:

— вспашка и глубокое рыхление для основной обработки почвы,

— лущение, дискование и прикатывание для поверхностной обработки почвы.

Вспашка в нашей зоне (Кировская область) производится отвальными плугами.

4. Агротехнические требования, предъявляемые к вспашке

1. Вспашка должна производится на заданную глубину не менее 20 см, а при меньшей глубине пахотного слоя — на полную глубину. Отклонения от глубины: ± 5% — для ровных участков;
± 10% — для неровных участков.

2. Высота гребней должна быть не более 5 см.

3. Глубина развальных борозд и свальных гребней
не более 7 см.

4. Вспашку рекомендуется проводить перпендикулярно предыдущей вспашке на ровных участках и поперек склонов.

5. Должна быть полная разделка растительных остатков при вспашке и отсутствие не пропаханных участков. Должно быть осуществлена запашка поворотных полос.

5. Классификация, маркировка и общее устройство плугов

По технологическим признакам на:

По конструкции рабочего механизма на:

По способу агрегатирования на:

По технологии вспашки:

Плуг состоит из смонтированных на раме рабочих органов, механизма навески на трактор, опорных колес. Основные рабочие органы плуга — нож, предплужник и корпус.

По конструкции различают корпуса:

— с выдвижным долотом,

Безотвальные корпуса предназначены для рыхления почвы в ветроэрозийных и засушливых районах.

Вырезной корпус служит для отвальной вспашки подзолистых почв и одновременно углубления пахотного горизонта на 4…5 см.

Корпус с накладным долотом предназначен для вспашки твердых почв, засоренных камнями.

Корпус с почвоуглубителем используют для отвальной вспашки подзолистых, каштановых и маломощных черноземов с одновременным углублением пахотного слоя на 15 см.

Дисковый корпус применяют для вспашки тяжелых твердых почв, засоренными древесными корнями, а также для переувлажненных почв для возделывания риса.

Комбинированный корпус предназначен для вспашки тяжелых почв с одновременным интенсивным рыхлением почвенного
пласта.

Предплужник отрезает верхний задернелый слой почвы и укладывает его на дно борозды.

Нож подрезает почву в вертикальной плоскости для получения ровной борозды.

Почвоуглубитель служит для рыхления подпахотного
горизонта.

6. Подготовка плугов к работе

Подготовка плуга вначале производится на ровной площадке. Зависит от марки и типа плуга. Трактор устанавливают на брусья равные глубине пахоты.

Далее с помощью тяг выравнивают раму плуга.

Опорные колеса плуга винтовым механизмом поднимают на ту же высоту, что и трактор.

Окончательную настройку плуга завершают в борозде.

Подготовку полунавесного плуга выполняют также.

7. Контроль качества вспашки

Глубину вспашки измеряют по открытой борозде линейкой или бороздомером, а по вспаханному полю измеряют на стыках пластов по диагонали участка (в начале, середине, конце) за всеми корпусами.

Глыбистость проверяют одновременно с глубиной на площади 1 м2. Считается количество глыб (чем меньше, тем лучше).

Гребнистость проверяют линейкой или при помощи деревянной рейки.

Качество заделки дернины, растительных остатков, удобрений определяют путем раскопки. Остальные показатели определяют визуально.

Чизельный плуг

Чизельный плуг – это специализированное сельскохозяйственное оборудование для глубокой безотвальной вспашки почвы, осуществляющее дополнительное углубление пахотного горизонта. Эксплуатация чизельных агрегатов возможна с тракторами класса 3-4т. и мощностью двигателя от 80 до 500л.с., например, МТЗ 1523.3 ,МТЗ К 3160 АТМ, Джон Дир 7730, Нью Холланд ТМ 140 и пр.

Преимущества чизельного плуга в его большой производительности, скорости и качестве работы. Чизельный плуг незаменим там, где требуется качественная глубокая и средне-глубокая вспашка почвы с формированием ровного полотна. Плуги данного класса можно использовать для работ на больших фермерских угодьях.

Они отлично подходят для вспашки почвы в осенний период, поскольку обеспечивают наилучший дренаж почвы, предотвращают застаивание вод, улучшают условия для создания корневой системы. Кроме того, при безотвальной вспашке растительные остатки не переворачиваются вместе с землей, а ровным слоем устилают поверхность, чего невозможно добиться при вспашке обычным плугом. Перегнивая, растения становятся естественным удобрением для почвы, что способствует повышению урожайности.

Устройство и особенности чизельного плуга

Чизельный плуг состоит из рамы, вертикальной стойки, сцепов (верхние для соединения с трактором и нижние для крепления рабочих органов), опорного катка, тяги, опорного колеса, ограничителей хода, стоек и прикрепленных к ним наральников. Рама является сварной неразборной конструкцией, что придает плугу особую жесткость и устойчивость в процессе работы.

Рамы бывают одно, двух или трехбрусными. Некоторые трехбрусные чизельные плуги имеют складную конструкцию, что достигается благодаря выносным гидроциллиндрам. Рабочие органы чизельной техники выполняются разборными, что позволяет быстро и своевременно заменить неисправную деталь и не требует покупки нового инструмента.

Номинально все, чизельные агрегаты можно разделить на три подвида: культиваторы, плуги и глубокорыхлители-щелеватели. Однако фактически производители не делают между ними никакой разницы и относят их к одному виду плугов. Между тем, в основу данной классификации легла одна из ключевых характеристик, а именно глубина захвата.

Чизельные культиваторы осуществляют безотвальную вспышку на глубине до 30 см. Непосредственно плуги работают на глубине 30-45 см., что необходимо для разуплотнения подпахотного горизонта. В свою очередь глубокорыхлители-щелеваетли имеют глубину захвата свыше 45см. Стоит заметить, что приобретение оборудования для работы на глубине больше 30 см. оправдано лишь в тех случаях, когда вспашка будет осуществляться в особо засушливых районах с высокими показателями водной и воздушной эрозии почвы.

Самый распространенный на рынке подвид – чизельные культиваторы — отличаются довольно приемлемой ценой, отличными показателями скорости работы (6-8км/ч) и имеют рабочую ширину полосы подхода до 8 м. Чизельные культиваторы оснащают подпружными стойками для создания дополнительных колебаний рабочих органов в почве, а также оборудованием для разрыхления и тщательного разбивания получившихся комков: катками обратного уплотнения, зубовым катком (одно или двух рядным), бороной-шпигелем. Применение дополнительного оборудования позволяет сделать полотно максимально однородным, так, например, при использовании рыхляще-прикатывающего катка почва разбивается на комья не более 5 см.

Читать еще:  Конструктивные особенности и принцип работы стружкоотсоса

Характеристики и принцип работы чизельных плугов

Технически чизельные плуги характеризуются такими показателями, как глубина и захвата (о которой уже говорилось ранее), ширина полосы одного прохода (от 2 до 12 м.), производительность (до 2га/час. ) и скорость работы ( до 10 км/час). Отличительной особенностью чизельной техники является ее низкая энергоемкость, всего 3-6 КВт на рабочий орган.

Принцип работы безотвальных чизельных плугов в следующем: стойки с рабочими органами подрезают землю ниже подпашного слоя и разрыхляют ее. Сорняки, остатки растений зацепляются за стойки и выносятся на поверхность, ровным слоем укутывая землю. При глубокой вспышке внизу борозды образуется небольшой гребень.

В настоящее время на рынке представлены чизельные плуги французского, немецкого, английского, американского и российского производства. При том, можно с уверенностью говорить, что плуги отечественного производства практически ни в чем не уступают заграничным аналогам. Ценовой диапазон на чизельные агрегаты достаточно большой: от 199 000 до 1 500 000 руб. Цена зависит от комплектации и рабочих параметров оборудования.

Тонкости настройки плуга

Борьба с сорняками и вредителями часто становится причиной того, что хозяйства начинают снова использовать плуг в процессе почвообработки. В этой статье предлагаем ознакомиться со всеми тонкостями настройки плуга.

Правильная настройка плуга важна не только и не столько для борьбы с сорняками и вредителями. Ведь помимо выполнения агротехнических требований, немаловажными являются и экономические аспекты: от правильности настройки зависят расход топлива трактора, а также износ рабочих органов плуга (в особенности лемеха).

Для того чтобы плуг должным образом и равномерно шел сквозь пласты почвы, нужно правильно произвести настройку связки «трактор – плуг». Однако правильность можно проверить лишь в поле после пробной вспашки. На примере основной почвообработки по стерне после озимой пшеницы мы покажем правильный алгоритм настройки плуга. Однако прежде чем приступать к собственно нacтpoйкe плуга, проверьте и обеспечьте подвижность всех регулировочных узлов и соединений, смажьте все регулировочные соединения. Без этого тонкая настройка плуга проблематична. Важно также проверить, все ли крепежные болты на своих местах. Что же касается самой вспашки, то для того чтобы избежать нежелательных пропусков в смежных проходах, применяется небольшая хитрость. Надо следить за тем, чтобы точки входа и выхода в поле оставались одними и теми же, несмотря на то, что в один год заход в поле идет справа налево, а в другой – наоборот. Для этого они должны быть соответствующим образом промаркированы. И чем точнее будет осуществлен проход между двумя этими точками, тем проще будет делать следующую полосу. Последний проход желательно делать не более чем на половинной глубине обработки. Это делается для более плавного перехода границы следующего поля или участка.

ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ

Полевые доски отдельных корпусов плуга должны располагаться строго параллельно друг другу. Для контроля можно замерить линейкой расстояние между первым и вторым корпусами по полевым доскам. Затем данное измерение проведите на оставшихся корпусах. При этом нужно следить за тем, чтобы расстояние между ними везде было одинаковым. Лишь таким образом можно убедиться, что рабочий захват каждого корпуса настроен на одинаковую ширину. Если же измеренное значение не совпадает с остальными, то первым делом стоит проверить, не погнута ли стойка.

Расстояние между отвалами всех корпусов также должно быть одинаковым. Регулировка отвала осуществляется специальным винтовым соединением, которое отклоняет отвал назад или вперед. Настройка отвала отражается и на процессе укладки обернутого пласта. Чем дальше отвал выгнут вперед, тем более плоско укладываются пласты почвы.

ПОЛЕВАЯ ДОСКА

Регулировка отклонения полевой доски проводится по двум параметрам: выступание за подошву плуга и за полевой обрез отвала. Обе характеристики в значительной степени определяют как расход топлива при вспашке, так и ее качество: чистоту и точность. Выступание за подошву плуга считается отрегулированным правильно, если нижняя кромка полевой доски выступает над режущей кромкой лемеха на 1–2 см. Что же касается выступа за полевой обрез отвала, то при правильной настройке наконечник лемеха должен накрывать полевую доску с запасом примерно на 0,5 см. Таким образом, при вспашке обеспечивается четкий проход полевой доски по стенке борозды. Если же в процессе вспашки плуг начинает затягивать на не обработанный участок, это означает, что установлен слишком большой выступ за полевой отвал.

Стоит помнить, что на эти две регулировки следует обратить особое внимание при замене наконечников лемехов.

Если в процессе вспашки плуг начинает затягивать на не обработанный участок, это означает, что установлен слишком большой выступ за полевой отвал

КОРПУСА

Несоответствие рабочей ширины захвата корпусов может возникать и в результате деформации крепежных болтов, неправильной их величины и неподходящего материала болтов, а также вследствие деформации самого корпуса плуга. В результате перекашивается уже весь плуг. Чтобы проверить это, замерьте расстояние от наконечника лемеха до рамы плуга и расстояние до соседнего наконечника. Если хотя бы одно из замеренных расстояний отличается от остальных больше чем на 5 мм, плугу потребуется регулировка или замена поврежденных деталей.

УГОЛ АТАКИ

Плуг должен, по возможности, находиться всегда под углом 90 градусов к поверхности почвы. Лишь в этом случае корпуса подрезают одинаковые пласты и вспашка выглядит более равномерной. Для контроля угла установки корпусов встаньте в паре метров позади плуга и посмотрите на расположение стоек плуга относительно поверхности почвы. Если требуется внести корректировки в настройку, то сделать это можно с блока управления задненавесным устройством. При этом стоит проконтролировать и тот факт, чтобы после оборота плуг вставал в нормальную позицию.

Плуг, по возможности, должен всегда находиться под углом 90 градусов к поверхности почвы. Лишь в этом случае корпуса подрезают одинаковые пласты и вспашка выглядит более равномерной

ТОЧКА ТЯГИ

После того как все настройки на плуге уже выполнены, необходимо настроить точку тяги. Ведь трактор идет в борозде, и с одной стороны ему приходится «отталкиваться» от уже вспаханной почвы, а с другой – от необработанной. Одним из критериев нормальной установки при работе с небольшими плугами (до четырех корпусов) является то, что верхняя тяга идет параллельно борозде. Что же касается критериев неправильной настройки, то это, прежде всего, повышение потребности в тяговом усилии, а значит, и рост расхода топлива.

РАБОЧАЯ ГЛУБИНА

Рабочую глубину плуга выбирайте с оглядкой на установленную ширину захвата корпусов плуга.

Для получения чистой картины вспашки нужно, чтобы глубина вспашки составляла примерно 2/3 ширины захвата одного корпуса. Так, например, при установленной ширине захвата 40 см вспашка должна идти приблизительно на глубину 25 см. Установка глубины вспашки первых корпусов производится гидравликой трактора. Чтобы все остальные корпуса оказались установленными на одинаковую глубину, плуг перед этим установите параллельно поверхности почвы. Что же касается самой настройки параллельности, то за нее отвечает уже упомянутая верхняя тяга трехточечного механизма навески. После общей регулировки глубины установите высоту копирующих и опорных колес плуга.

ШИРИНА ЗАХВАТА КОРПУСА

Ширина захвата корпуса подстраивается индивидуально под каждую комбинацию «трактор – плуг». При этом ширина захвата всех корпусов должна быть одинаковой. Если говорить о плугах типа Vario, то там дело обстоит проще: настройка остальных корпусов происходит автоматически. Для настройки же первого корпуса измерьте актуальное расстояние от режущей кромки лемеха до его наконечника. Если этот параметр на других корпусах отличается, то он должен быть отрегулирован с помощью соответствующего винтового соединения. Неправильную настройку рабочей ширины захвата корпусов распознать достаточно просто: стыки соседних полос не будут одинаковыми.

ПОДГОТОВКА ТРАКТОРА

Регулировка верхней тяги. При размещении плуга на относительно ровной поверхности его передняя часть должна оказаться несколько выше задней. За это и отвечает регулировка верхней тяги механизма трехточечной навески. Здесь же, как правило, регулируется и точка приложения тягового усилия. Это – воображаемая точка пересечения прямых, исходящих из верхней и нижних тяг. При правильной настройке она должна находится как можно ближе к передней оси трактора. Лишь в этом случае передача тягового усилия будет наилучшей. Если же верхняя тяга слишком поднимется вверх, то при регулировке стандартной гидравликой глубины обработки на вспашке задние корпуса окажутся больше заглублены, чем передние.

Давление в шинах. Перед началом навески проверьте давление в шинах трактора. Давление в шинах с обеих сторон должно быть одинаковым, иначе плуг будет идти неравномерно. Хотя при высоком давлении износ шин на транспортных работах меньше, при работе на вспашке такой вариант не всегда является лучшим. Найдите подходящее значение давления. Чем ниже давление, тем больше оказывается пятно контакта с поверхностью. За счет этого снижается буксование и повышается эффективность. Однако снижать давление нужно осторожно. Лучше всего руководствоваться соответствующей табличкой производителя шин.

Фронтальный балласт. Необходимо в достаточной мере догрузить переднюю ось трактора. Во-первых, это улучшит устойчивость и управляемость трактора при движении по дорогам с навешенным агрегатом. Вторым же пунктом является снижение уже упомянутого буксования в поле.

Регулировка колеи. При вспашке внутренняя колея передней оси трактора не должна быть шире задней более чем на 10 см. В лучшем случае они должны быть одинаковыми. Если же это требование не соблюдать, то трактор при движении в колее будет идти слишком криво. При этом орудие будет испытывать большее давление. В результате существенно возрастут расход топлива и износ.

Регулировка нижних тяг. От правильности их регулировки во многом зависит тяговое сопротивление плуга в почве. Именно им надлежит придать плугу положение, параллельное поверхности почвы. Данной настройкой можно добиться лучшей передачи тягового усилия, снижения буксования и улучшения хода плуга.

Катрин Фишер, dlz agrarmagazin, Германия

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×