Yoga-mgn.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Армирование углов ленточного фундамента: способы, рекомендации

Схема усиления ленточного основания — армировка по шагам

Процессы, происходящие в грунте, например, морозное пучение, растягивают ленточный монолитный фундамент в разные стороны. Бетон без армирования не выдерживает такие нагрузки, так как он удлиняется без разрыва только на 0,2‒0,4 мм. Сталь растягивается на 4‒25 мм без ущерба, поэтому железобетонная конструкция гораздо прочнее. Для качественной работы этой системы важно рассчитать схему и правильно выполнить армировку. Сделать это можно самостоятельно, главное — не нарушать требований инструкции.

Пошаговое руководство по армированию

1. Рисуют чертеж.

Перед расчетом материалов составляют схему, которая соответствует строительным нормам. Арматура для фундамента делится на рабочую и конструкционную. Первая группа работает на растяжение, а вторая сохраняет форму каркаса во время заливки.

Для мелкозаглубленного ленточного фундамента хватит двух рядов продольной рабочей арматуры вверху и внизу, в середине вставляют для прочности при бетонировании. Заглубленную ленту армируют равномерно, максимальное расстояние между продольными стержнями — 40 см. В обоих случаях основная роль вертикального армирования — поддержка каркаса, поэтому для него выбирают пруты с меньшим диаметром. Если высота ленты двухэтажного дома больше 70 см, для прочности связывают бетонную подготовку и фундамент.

Минимальные расстояния между элементами:

  • Между вертикальными прутьями — не более 50 см.
  • Защитный слой бетона — 3‒5 см, если под основанием есть бетонная подготовка; 7 см, когда ее нет.
  • Расстояние между продольной арматурой — не менее 3‒6 см, в зависимости от количества стержней в ряду, и не более 20 см.

Углы и места соединения внешней и внутренней ленты испытывают большие нагрузки. Внимательно изучите чертежи и схемы армирования ленточного фундамента. Для углов используют П- и Г-образные схемы. Чтобы их выполнить, стержни предварительно сгибают, так как вязка отдельных элементов в этих местах приводит к расслаиванию бетона и сколам. Поперечную арматуру в таких зонах ставят в 2 раза чаще.

2. Выбирают и рассчитывают материалы.

Чаще всего используют класс A-III (А400‒А500) ребристой арматуры с диаметром 6‒16 мм, так как она лучше схватывается с бетоном. Для вертикальных хомутов в ленточном фундаменте иногда берут гладкие A-I‒A-II. Диаметр зависит от веса и конструкции фундамента, ниже приведены минимальные размеры сечений для каждой цели. Если вы делаете схему армирования тяжелого строения, поручите выполнение расчетов проектировщикам. Правильно рассчитать нагрузки и выбрать оптимальный диаметр и количество стержней самостоятельно сложно.

Вид арматурыМинимальный диаметр, мм
Продольная до 3 м10
Продольная больше 3 м12
Поперечная до 0,8 м6
Поперечная больше 0,8 м8

3. Очищают поверхность основания от лишнего мусора, размечают месторасположение каркаса.

4. Сгибают стержни для хомутов и углов.

Нет единой последовательности укладки арматуры, выбор зависит от площади и количества работников. Для небольших оснований элементы сначала связывают, а потом частями размещают их в траншее. Но так устанавливать каркас своими силами тяжело, особенно если предстоит выполнить армирование ленточного фундамента большой площади. Поэтому дальше мы разберем порядок укладки, который часто используют небольшие строительные бригады.

5. Устанавливают хомуты на бетонные подставки или фиксаторы-лягушки. Чтобы каркас не смещался, через него пропускают туго натянутую веревку или привязывают каждый элемент к опалубке.

6. В конструкцию вставляют продольные стержни и фиксируют их на лягушках.

7. Выполняют армирование углов, если для этого используют дополнительные элементы.

8. Вяжут или спаивают всю конструкцию. Подробнее о способах соединения — в разделе рекомендации.

9. Устанавливают фиксаторы между стенками опалубки и арматурой.

10. Проверяют прочность и отклонения от осей, чтобы ленточный фундамент не покосился со временем.

Нюансы работ

1. Расчет материалов армирования.

Предусмотрите, чтобы арматуры хватило на нахлест (30‒50 мм). Стандартная длина стержня 11,7 м. Не заказывайте обрезки, так как трудоемкость работы повысится, а рассчитать нужное количество будет невозможно, ведь арматуру продают в килограммах.

Стержни спаивают, вяжут или скрепляют муфтами. Лучше вязать элементы армировки, а не паять, так как прочность каркаса падает, особенно если оставить его без бетона во влажную погоду. Чтобы сократить расход арматуры для ленточного фундамента, применяют муфты, так как для пайки рекомендуется соединять пруты с нахлестом 10‒15 см, в зависимости от диаметра. Если их вяжут, длина места скрепления составляет 10 диаметров для марок бетона от М300 и 15 — для М200.

Вязать можно с помощью крючка, специального пистолета и шуруповерта или дрели с насадкой из гвоздя. ПроцСхема усиления ленточного основанияесс ручной вязки крючком занимает много времени.

3. Сгибание стержней.

В продаже есть станки, чтобы согнуть арматуру, но они стоят дорого, поэтому мастера придумали разные способы для изготовления хомутов самому. Например, приваривают два уголка к ровной вертикальной поверхности, вставляют туда прут и гнут, надевая на него трубу. Арматуру с диаметром 6‒8 мм осилят тиски. Если у вас есть смекалка, реализовать идею с двумя параллельными уголками будет легко. Главное, чтобы все углы были прямые, а стороны хомутов находились в одной плоскости, иначе ленточное основание не будет надежным.

4. Подготовка элементов армировки.

Стержни слегка намачивают за пару дней до заливки, чтобы увеличить сцепление стали с бетоном, но перед этим обязательно удаляют отслоившуюся ржавчину металлической щеткой.

Когда люди без опыта армируют конструкцию своими руками, часто они не смотрят руководство и совершают типичные просчеты, это приводит к печальному результату.

ОшибкаПочему нельзя
Нагревать стержни перед сгибом.Армирование получается непрочным.
Паять арматуры без литеры «С».Каркас не выдержит высоких температур и быстрее разрушается.
Вставлять поперечную арматуру в песчано-грунтовую подушку.Сталь быстро ржавеет в таком положении.
Использовать в армировании одни обрезки.Каркас не будет функционировать. Максимальная доля соединений в конструкции — 50 %.
Соединять параллельные стержни без разбежки.Такая арматура не будет работать. Минимальная длина между скреплениями соседних стержней — 61 см.
Не загибать на углах.Бетон быстро отслоится от этих мест, так как нагрузка на них выше.
Заливать кривой армокаркас.Ленточный фундамент тоже со временем покосится.

Чтобы железобетон работал, обязательно выполнять армирование монолитного фундамента по правильно составленному чертежу. Это важно для ленточного мелкозаглубленного основания, так как она находится в зоне постоянного движения грунта.

Если вы выполняете армирование своими руками, внимательно следуйте инструкции, даже если вам помогают специально нанятые работники. Контролируйте процесс, так как иногда компании нанимают людей, которые не знают элементарные стандарты строительства или просто халтурят.

Армирование ленточного фундамента: схема и расчет

Бетонный камень имеет высокие показатели прочности на сжатие, но при нагрузках на разрыв этот материал не столь прочен. Поэтому необходимо производить армирование ленточного фундамента, которое компенсирует данный недостаток.

Стальные прутья (арматура), прокладываемые вдоль бетонной ленты, в верхней и нижней ее части, придают основанию здания жесткость, а также прочность на изгиб и разрыв.

Что необходимо знать: расчет армирования

Армирование ленточного фундамента

Перед тем, как начинать работу, нужно произвести расчет армирования ленточного фундамента. Его цель – узнать точную фактическую нагрузку на основание и, с учетом этого, подобрать подходящую арматуру. Следует учитывать, что это достаточно серьезный и важный процесс, поэтому будет лучше, если все расчеты произведут профессионалы.

Необходимо грамотно подобрать диаметр прутьев, а при их монтаже использовать определенный шаг. Например, если при сооружении гаража можно взять проволоку сечением до 1.2см, то для армирования ленточных фундаментов жилых зданий она не годится совершенно. Иными словами – под каждую конкретную постройку нужно высчитывать показатели строго индивидуально, делая, при этом анализ почвы и устанавливая глубину закладки основания.

Для придания жесткости фундаменту используется горячекатаный стальной прут марки А-III, имеющий периодический профиль и сечение 1 — 2.2см. Диаметр арматуры для ленточного фундамента обычно равен 1 — 2.2см, вспомогательные прутья имеют диаметр 0.4 — 10см.

Перед тем, как армировать ленточный фундамент, следует учитывать, что вертикальные пруты увеличивают прочность основания на срез. Эти нагрузки не столь велики. Вследствие этого, вертикально располагаемые стержни играют роль вспомогательных, а также служат стойками для поддержания нижнего и верхнего арматурных ярусов. Промежутки меж вертикальными прутьями должны равняться 50-80см.

Чтобы стальная арматура была надежно защищена от воздействия окружающей среды, ее нужно утапливать в слой бетонной смеси на 5-6см для верхнего пояса и не меньше, чем на 7см для нижнего пояса. Промежуток меж горизонтальными ярусами арматуры должен составлять не больше 30см. Как правило, когда производится армирование заглубленного ленточного фундамента, применяется 2-4 прутьев в верхнем поясе и нижнем, соответственно.

Схема армирования ленточного фундамента

После того, как траншея под фундамент будет вырыта, необходимо сбить деревянную опалубку. На стенках щитов, при помощи строительного степлера, закрепите пергамин, который будет служить гидроизоляцией. Верхнюю кромку будущей бетонной ленты обозначьте натянутым шнуром либо леской, так вам удобней будет рассчитать расположение ярусов проволоки. Далее, схема армирования ленточного фундамента такова:

Схема армирования: арматурный каркас расположен на расстоянии 5 см от поверхности

На дне траншеи разложите куски кирпича, они будут служить опорами для нижнего яруса арматуры. Помимо этого, прут будет расположен на необходимой высоте от грунта. От краев траншеи каркас должен отступать на 5см. Так, при сооружении фундамента прутья будут находиться полностью внутри бетонной смеси, что и нужно для увеличения прочности основания и большей его долговечности.

Ячейки каркаса должны обладать размером 20×30см. Наилучший вариант, при армировании ленточного фундамента, когда прутья не имеют излишних соединений, ставьте их цельными – так каркас будет надежней.

Вязка арматуры специальный крючком и вязальной проволокой

Сначала по периметру траншеи вбейте стержни, к ним прикрутите сперва нижний, а затем верхний ярус каркаса. Делайте это специальной вязальной проволокой и особым крюком либо вязальным пистолетом. Если не нашли такой крючок в магазине, его можно смастерить из подручных средств. С ним работа становится гораздо проще.

Читать еще:  Как правильно залить наливной пол на деревянное основание?

Закончив армирование ленточного фундамента своими руками, вы получите единую обрешетку, имеющую хорошей устойчивость, нужную для того, чтоб она сохраняла форму в процессе заливки бетонной смеси и штыкования.

Так выглядит армированный фундамент в конце работы

Теперь фундамент можно заливать бетоном. После заливки фундамента он должен отстояться при этом его необходимо накрыть. Нагружать фундамент можно только через 2-3 недели.

Фундамент после заливки бетоном нужно накрыть и дать отстояться

Как правильно армировать углы на ленточном фундаменте

Ленточные фундаменты являются наиболее востребованным и популярным типом опорной системы в индивидуальном строительстве. Эти конструкции отличаются надежностью, практичностью и долговечностью. Однако эти преимущества удастся воплотить в жизнь только при условии соблюдения технологии монтажа на каждом его этапе. Одним из них является армирование. Наиболее ответственными точками являются углы, принимающие на себя максимальные вертикальные нагрузки.

Необходимость армирования углов ленточного фундамента

Бетон является очень прочным материалом, способным выдерживать большое давление на сжатие. Однако и у него есть свой запас прочности, особенно это касается нагрузок на скручивание и излом. Именно они приходятся на углы ленточных опорных систем.

Необходимость правильного армирования этих участков обусловлено следующими факторами:

  • Неравномерность давления на разные стороны основания. Это приводит к возникновению напряжения на стыках. Компенсировать и нейтрализовать их может металлический каркас.
  • Сосредоточение линейных нагрузок. Они передаются по монолитной ленте к углам, где достигают значительных величин.

Железный каркас выполняет функцию жесткой и упругой рамы, нейтрализующей оказываемое зданием и грунтом давление на опорную систему.

Схема действий

Достижение прочности углового узла каркаса ленточного фундамента достигается правильным использованием уже имеющихся и проверенных практикой технологий.

Существуют такие способы углового соединения арматуры:

  • Внахлест. Производится сгибание свободных концов внешней и внутренних горизонтальных прутов и завод их внахлест на противоположные по ориентации линии. Дополнительная прочность обеспечивается перемычками.
  • Хомутами Г-образной формы. Здесь также осуществляется переход с внешней на внутреннюю продольную арматуру с помощью нахлестового соединения. Полученный узел фиксируется Г-образным фрагментом со стороной 50-80 см.
  • Хомут П-образной формы. Внутренние и внешние линии сгибаются в П-образные контуры, которые замыкаются вертикальными и горизонтальными фрагментами. Считается наиболее прочным и надежным узлом.
  • Тупой угол. Такие соединения не несут высокой нагрузки, но тоже требуют внимания. Соединение осуществляется путем перехода внешних и внешних прутов на противоположные стороны с нахлестом от 50 см. При этом вертикальные и горизонтальные перемычки ставятся в 2 раза чаще.

При создании вертикальной и замкнутой монолитной плиты рекомендуется использовать одну технологию для вязки арматуры углов. Это позволит создать равный запас прочности по всему фундаменту. Даже если лента заливается на ростверк, эти участки все равно остаются критическими в плане нагрузки.

Правильная вязка и усиление углов

Соединение прутов целесообразно осуществлять с помощью обжима прутов с помощью проволоки или пластиковых стяжек. Использование сварки не рекомендуется по двум причинам. Первая заключается в том, что после сильного нагревания металл становится гибким и хрупким. Второй минус — под окалиной развивается ржавчина, которая со временем разрушает соединение.

Для вязки нужно использовать проволоку толщиной 1-1,3 мм в рулонах или обоймах из готовых хомутов. Скручивать проволоку можно плоскогубцами, ручным крючком или полуавтоматическим аккумуляторным пистолетом. Пластиковыми стяжками работать проще и быстрее, но этот вариант не отличается должной прочностью и дорого стоит.

Сгибание угловых фрагментов следует проводить без предварительного нагревания арматуры, используя станок или тиски. После проведения соединений устанавливаются распорки на боковых и нижних фрагментах каркаса. Оптимальным вариантом являются звездочки, которые закрепляются без клея и сварки. Бетон тяжелый и вязкий, а жесткая фиксация армирующей конструкции не позволит ей сдвигаться в стороны при заливке раствора.

При монтаже каркаса нужно выдерживать расстояние не только между внутренними и внешними линиями. Вертикальные перемычки должны устанавливаться с шагом 40-80 см, а в углах — 20-40 см друг от друга. Основные пруты выбираются диаметром 10-16 см, а вспомогательные — 6-10 мм. Целесообразно выбирать арматуру с рифленой поверхностью, которая обеспечивает лучшее сцепление с вязальной проволокой и бетоном. Следует обращать внимание на маркировку металла. «С» означает, что его можно сваривать, а «К» — что он устойчив к коррозии.

Армирование примыканий

Схема армирования углов ленточного фундамента аналогична способам, которые применяются при соединении прутов в острых, прямых и тупых углах.

В местах примыканий внутренних фрагментов к периметру фундамента используются такие методы стыковки:

  • внахлест;
  • Г-образными хомутами;
  • П-образными хомутами.

Соединение проводится аналогично угловым соединениям, только все действия выполняются дважды, в зеркальной ориентации. Дополнительно места стыков усиливаются продольными фрагментами, проходящими по внутренним и внешним прутам.

Типичные ошибки и полезные советы

Основные ошибки, чаще всего встречающиеся при армировании ленточной опорной системы:

  • работа без чертежа и предварительных расчетов, что приводит к возникновению трудностей при сборке и нарушениям ее технологии;
  • армирование угловых зон с вязкой стержней продольных прутов под прямыми углами;
  • монтаж гнутых элементов без анкеровки;
  • соединение арматуры сваркой встык, что является крайне ненадежным вариантом;
  • вязка перекрестий без применения сгибов и нахлестов;
  • использование сварки для металла, который для этого не предназначен;
  • применение в качестве подставок и распорок железных деталей или материалов, которые впитывают влагу — это приводит к поражению каркаса ржавчиной;
  • армирование фундамента прутами сомнительного происхождения или не имеющими недостаточный запас прочности;
  • проведение сборки из металла покрытого ржавчиной и не прошедшего предварительной обработки от коррозии;
  • забивание вертикальных элементов каркаса в землю сквозь дренаж и гидроизоляцию.

Ошибки армирования являются причинами появления трещин в углах основания, дорогостоящего ремонта, перекосов и возможного обрушения строения.

Как армировать углы фундаментной ленты?

Ленточный фундамент – оптимальный вариант для массивных построек, позволяющий возводить здания на пучинистых, слабых грунтах. Чтобы монолит выдержал комплекс разновекторных сжимающих и растягивающих нагрузок, следует правильно выполнить упрочнение с помощью стальных стержней. Особенно важно, какая и как именно монтируется арматура в углах и примыканиях, поскольку ошибки в этом вопросе приводят к нарушению целостности каркаса, потере жесткости основания и появлению трещин в стенах.

Какую арматуру использовать для фундамента?

Прежде чем начнется закладка основы дома, составляется схема ее каркаса, определяющая взаимное расположение проката на прямолинейных и угловых участках и в местах, где есть примыкание – Т-образное соединение.

Для формирования продольных линий ленточного фундамента подходят изделия А-ІІІ (сталь марки А400, А200С), имеющие на поверхности особое рифление. Вертикальная и поперечная арматура может быть изготовлена из гладких стержней с аббревиатурой А-І (сталь марки А240). В обозначении должен присутствовать индекс К – маркер коррозионной устойчивости. О свариваемости стали свидетельствует литера С.

Каркас формируют с учетом следующих рекомендаций СНиП.

  1. По диаметру продольная (рабочая) арматура должна составлять не менее 0,1 % от площади поперечного сечения ленты. Если длина стороны больше 3 м, достаточную жесткость обеспечат прутья размером не менее 12 мм.
  2. Упрочнение осуществляется с формированием 2-3 поясов – это зависит от ширины.
  3. Для защиты от коррозии располагается на расстоянии не менее 5 см от стенок опалубки, подошвы и верхнего среза фундамента. Сильно заглублять в бетон не следует, поскольку зона максимального растяжения находится на поверхности.
  4. Вертикальные и поперечные пруты (дополнительные) стыкуют друг с другом в виде прямоугольных перемычек, расположенных с интервалом 50-80 см. Дополнительная арматура выбирается по диаметру от 4 до 10 мм.

Работа всегда делается в определенном порядке: первыми монтируют вертикальные стержни, а затем сверху и снизу к ним крепят горизонтальные. В местах стыков на прямых участках они вяжутся с нахлестом (запуском) не менее 30 диаметров.

Схемы армирования угловой зоны и примыканий

В нормативном документе СП 50-101-2004 изложены основные правила. Согласно п. 8.3.26, чтобы угол или примыкание стали жестче, соединяют такими способами:

  • Стыковкой внахлест, без сварки. При этом в районе нахлестки выполняют один из видов анкеровки – с прямыми концами продольных прутьев, путем приваривания поперечных, с загибанием на концах продольной арматуры крючков или петель.
  • Методом сварки.
  • С использованием специальных гнутых усилений – Г-образных и П-образных хомутов, фиксация которых осуществляется на прямых участках и только с помощью вязальной проволоки.

Примыкание и угловые зоны – места наивысших нагрузок, не допускающие осуществления стыков обычными методами. Армирование прямых углов выполняется по одной из следующих схем:

  1. Сетка. Метод пригоден лишь при использовании сеточного каркаса для всего объема ленты. Сетки с ячейками 20х20 см монтируют в нижнем и верхнем армопоясе и связывают их между собой вертикальными прутьями с интервалом полметра.
  2. Г-образные изделия. Каждое «плечо» такого элемента должно по длине равняться как минимум 50 диаметрам продольного прута. Упрочнение угла производится в двух уровнях. Для каждого из них потребуется три Г-образных хомута: первый служит для фиксации внешних продольных стержней между собой, второй и третий – для перекрестного соединения внешних и внутренних.
  3. Применение П-образных хомутов. Этот вариант позволяет сделать ленточный фундамент еще более прочным в угловых зонах. Ширина хомута равна ширине каркаса, а длина соответствует 50 диаметрам рабочей арматуры. На каждом горизонтальном уровне угол фиксируют двумя П-образными элементами. Их привязывают к продольным изделиям так, чтобы открытая сторона буквы П была направлена от угла.

В угловых зонах интервал между вертикальными перемычками уменьшают в два раза по сравнению с прямолинейными участками.

Армирование тупых углов

Читать еще:  Наружные работы: правильное использование фасадной шпаклевки

Иногда стены здания и ленточный фундамент имеют сложную геометрию: углы или примыкание по величине могут превышать 90°. Если угол больше 160°, то внутренние и наружные продольные стержни могут быть цельными. Их изгибают, чтобы они соответствовали заданной угловой величине.

Если угол находится в пределах от 90° до 160°, целостность сохраняют только внешние прутья, повторяя его очертания. Схема армирования в этом случае реализуется одним из двух способов.

  1. Внешняя рабочая сталь загибается под нужным углом, таким же образом поступают с внутренним продольным стержнем. С каждой стороны угла внешний и внутренний элементы попарно связывают проволокой. Запуск внутреннего продольного прута в каждую сторону – не менее 50 диаметров.
  2. Чтобы надежнее укрепить тупую угловую часть дома или примыкание, применяют специально изготовленные усиления, изогнутые под нужным углом. Каждое «плечо» дополнительного изделия по длине составляет минимум 50 диаметров продольного. Нахлест при связывании выбирают в пределах 35-50 диаметров – с учетом марки цемента, закупленного для приготовления бетонной смеси.

Шаг поперечной арматуры в тупых углах соответствует 0,75 h, где h – высота фундаментной ленты.

Как армировать примыкание?

Усиление Т-образных стыков выполняется тремя способами.

  1. Внахлест. Горизонтальная арматура примыкающего участка соединяется с внешним горизонтальным стержнем каркаса ленты. Шаг между вертикальными перемычками составляет 3/8 высоты основы в поперечном сечении. Длина нахлеста – не менее 50 диаметров продольного прута.
  2. Г-образное. Горизонтальная арматура примыкающей стороны и наружная горизонтальная внахлест скрепляются с плечами двух Г-образных хомутов. Нахлест выдерживают не менее 50 диаметров продольного изделия. Чтобы уменьшить интервал между перемычками, ставят дополнительные поперечные элементы.
  3. П-образное. Длина буквы П приравнивается к удвоенной ширине ленты. С помощью хомута внахлест соединяют горизонтальную арматуру примыкающей части с внешним стержнем основной части фундамента. Длина нахлеста варьируется от 35 до 50 диаметров горизонтального проката.

Когда выполняется упрочнение угла или связывается примыкание, иногда допускаются нарушения технологии, приводящие к потере прочности. Вот перечень распространенных ошибок, допускаемых неопытными мастерами.

  1. Перекрещивающиеся продольные стержни связаны прямо в вершине угла или там, где происходит примыкание. В самом напряженном месте каркаса арматура «разрывается».
  2. При оформлении угла связаны только внешние стороны контура.
  3. Углы связаны с внутренней и внешней стороны, но крепление контуров между собой не произведено.
  4. Нет связи между подошвой ленты и каркасом.
  5. Арматура в углах фундамента и там, где есть примыкание, соединена с помощью сварочного шва, проходящего непосредственно по ребру каркаса.
  6. Угол или примыкание сформированы путем обычного загиба внутренних и внешних продольных стержней, без использования специальных дополнительных усилений.

Когда выполняется армирование угла, важно даже правильно расположить вязальную проволоку. Если она будет перпендикулярной насечкам рифления, то может соскользнуть с них во время заливки бетонной смеси и нарушить геометрические параметры каркаса. Вязку следует делать вдоль насечек: так будет обеспечено надежное примыкание проволоки к прутьям и плотное соединение элементов.

Правильное армирование ленточного фундамента своими руками

Конструкция фундамента может быть разнообразной – столбчатой, монолитной, плитной, ленточной. Последний вариант считается одним из наиболее распространенных благодаря простой реализации. Он подходит для возведения многих типов зданий – от небольшой по размерам бани до многоэтажного дома. Главное, соблюсти правила монтажа, например, сделать грамотное армирование ленточного фундамента, придающее необходимые для конкретной постройки эксплуатационные характеристики.

Суть армирования заключается в придании бетону особой прочности, она достигается за счет внедрения в конструкцию стальных прутьев. По сути, это получается железобетон, а у него прочность значительно выше «чистого» бетона при небольшом изменении цены. В процессе строительства важно организовать верный расчет армирования ленточного фундамента, чтобы впоследствии не потрескались стены здания.

Особое внимание на правильное армирование ленточного фундамента надо обращать при планировании строительства на тяжелых почвах, при высоких грунтовых водах, когда требуется более надежная платформа, выдерживающая повышенные нагрузки: при смене времен года, замерзание почвы может вызвать значительное давление на нижнюю часть здания.

Основы технологии армирования

Необходимость монтажа арматуры возникает из одного из недостатков бетона. Нагрузки «на сжатие» бетонные конструкции выдерживают отлично, а вот «на растяжение» – очень плохо. При давлении здания верхняя часть бетонной конструкции испытывает сжатие, а ее нижняя часть – растягивается и постепенно может разрушиться. Применение стальных каркасов в нижнем поясе позволяет значительно повысить устойчивость «на разрыв» и обеспечить сохранность здания на долгие годы. Отсутствие армирования ленточного фундамента на фото выглядит весьма эффектно: стены трескаются, частично оседают.

При замерзании или таянии почвы в период смены времен года возможно пучение земли, которое создает давление на фундаментную конструкцию теперь уже снизу. Поэтому для обеспечения прочности в любых условиях предусматривают армирование и верхней части фундамента. Существуют определенные правила армирования ленточного фундамента, регламентированные соответствующими СНиПами. Их выполнение гарантирует отсутствие трещин во время всего срока эксплуатации строения.

Обязательными являются два пояса – нижний и верхний, а остальные делаются только по необходимости. Согласно стандарту, от краев залитого объема они должны располагаться не менее 5 см вглубь конструкции.

Рекомендуемый материал для арматуры

Технология армирования ленточного фундамента предполагает использование строго определенного вида стальных прутов, соединения их при монтаже по определенной схеме, позволяющей добиться максимально возможного эффекта. Зависит выбор от нескольких моментов:

  • предполагаемая нагрузка. Она заметно отличается на продольные, поперечные или вертикальные прутья;
  • почва на месте строительства. Чем сложнее и тяжелее земля, тем более толстые и прочные прутья необходимо покупать.

Для твердых земель и небольшой массы здания подойдут заготовки диаметром 12 мм для продольных, 6-8 мм для поперечных и вертикальных направляющих. На сложной почве или при возведении тяжелых зданий предпочтительно применение 14-16, иногда даже 20 мм арматуры (увеличивают диаметр в основном только для продольных элементов). Для ленточного фундамента для дома из пеноблоков, армирование можно делать настолько тонким прутом, какой в общем допустим для такого рода построек. Материал легкий, при возведении из него стен, не оказывается чрезмерного давления.

Везде предполагается использование рифленой арматуры класса АIII для продольного монтажа и гладкого – для вертикального и горизонтального. Те же закономерности действуют и когда делается армирование ленточного фундамента со сваями, представляющее собой разновидность, предназначенную для очень влажной и пучинистой почвы.

Не исключается армирование ленточного фундамента стеклопластиковой арматурой. Такой материал придает конструкцию повышенную долговечность, невосприимчивость к повышенной влажности.

Разработка армирующих каркасов (по СНиП)

В интернете представлено немало видео по армированию ленточного фундамента, где можно увидеть различные варианты конструкций. Если общий вид их очень похож друг на друга, то найти различия можно в шаге между отдельными элементами, за счет чего и меняются эксплуатационные характеристики армирующей конструкции. Согласно СНиП 52-01-2003 предполагается минимальное расстояние между прутьями не более 40-50 см, а расстояние от внешнего края бетонного блока – в районе 5-6 см.

Если точно следовать всем рекомендациям, легко можно рассчитать сколько арматуры нужно для армирования ленточного фундамента. Так, при возведении зданий, вроде бани, или одноэтажного коттеджа, чаще всего стена не превышает 40 см. Учитывая, что по краям должен быть отступ по 5 см, расстояние между продольными элементами будет не больше 30 см. Получается, что требования строительного стандарта здесь соблюдены, при этом остается только уточнить, что лучше использовать максимально длинные прутья, на всю длину стен (арматура бывает по 6-11 метров в длину). При этом надо выбирать прут на 1-1,5 метра длиннее, чтобы его можно было загнуть при формировании угла.

Далее при армировании ленточного фундамента по СНиП требуется определиться с расстоянием между поперечными и вертикальными элементами. Согласно правилам, оно не должно превышать 30 см, правда, на практике можно встретить рекомендации ставить прутки на расстоянии 50 см, но это, возможно, приведет к ухудшению эксплуатационных характеристик фундамента. Так обычно делают армирование ленточного фундамента своими руками, когда «под рукой» нет специально обученного мастера, готового сделать верный расчет согласно стандартам.

Стоит отметить и то, что армирование мелкозаглубленного ленточного фундамента сделать значительно проще и дешевле, т.к. требуемое расстояние между прутьями здесь соблюсти очень легко за счет минимального количества арматуры.

Как правильно армировать углы?

Если с монтажом армирующей конструкции под стенами зданий разобраться достаточно просто, то углы отличаются повышенной сложностью расчетов. Дело в том, что именно здесь соединяются разные векторы нагрузок. От правильного соединения всех отдельных элементов будет зависеть, насколько прочен будет соответствующий угол помещения.

Считается, что правильное армирование углов ленточного фундамента надо делать гнутыми элементами. Лучше, если это будет продолжение прутьев, расположенных вдоль стен (ранее упоминалось о необходимости запаса по их длине). Если так сделать, то на углах пригодятся отдельные Г-образно согнутые прутья, причем уровень их сгиба может меняться в зависимости от остроты угла.

Благодаря расположению продольных стеновых элементов и Г-образных хомутов поперек друг друга, армирование углов ленточного фундамента придает конструкции прочность, достаточную, чтобы выдержать предстоящий вес строения.

Типовая технология сбора армирующей конструкции

Научиться делать армирование ленточного фундамента своими руками по видео легко (главное, знать теоретические основы расчета и внимательно изучить технологию по тем действиям, что показаны в ролике). Если в СНиПах достаточно общей информации по тем или иным особенностям материала, то, например, методы вязки между собой ничем не регламентированы.

Распространено два способа:

  • вязка проволокой. Небыстрый, зато обеспечивающий высокую прочность метод;
  • сварка. Более быстрый метод соединения отдельных элементов между собой, но он обладает существенным минусом – места сварки очень быстро коррозируют, что негативно сказывается на общей прочности конструкции.
Читать еще:  Смесь цементная КЕРАМЗИТОБЕТОН РУСЕАН, облегченная, мешок 30 кг

Как применяют оба способа армирования ленточного фундамента можно посмотреть по видео, на чертежах обычно отображается только общий вид каркаса. Разделяют и два способа его сборки – в траншее и рядом с ней.

Если выбран первый вариант, то сначала требуется подготовить основание путем засыпки дна траншеи песком или песчано-гравийной смесью. Далее по периметру выкладывают на ключевых точках строительный кирпич. Его толщина и будет обеспечивать стандартные 5 см от дна бетонного слоя. Располагают их примерно через полметра друг от друга, если расставить их дальше, то прутья будут провисать.

Дальше на кирпичи укладываются продольные элементы, которые связываются между собой поперечными гладкими прутьями. Затем к получившемуся нижнему поясу крепят вертикальные части каркаса, а к ним привязывают верхний пояс из продольных и поперечных прутьев.

В случае выбора второго варианта, последовательность действий практически та же, за одним исключением – в траншею, на предварительно заготовленные кирпичи опускается уже полностью собранный и закрепленный каркас. Такой способ чаще применяют, когда траншея под фундамент очень узкая.

Процесс армирования стен и углов ленточного фундамента можно посмотреть на фото или видео, размещенным в открытом доступе в интернете, например:

Здесь обычно даются ценные рекомендации и комментарии всем производимым действиям строителей, позволяющие не совершать типичные ошибки, а сразу все сделать правильно.

Армирование углов и мест примыканий ленточного фундамента

Фундамент – это одна из наиважнейших частей любого строения, поэтому ему надо уделить особое внимание уже на этапе проектирования здания. Чаще всего в качестве основания для возведения загородной постройки выбирают ленточный фундамент, который представляет собой конструкцию из металлического каркаса, залитого бетоном. Армирование углов ленточного фундамента необходимо производить с особой тщательностью, так как именно они испытывают наибольшие вертикальные, продольные и поперечные нагрузки, как со стороны самого здания, так и со стороны грунта.

Зачем нужно армировать ленточный фундамент

Сам бетон является довольно прочным и долговечным строительным материалом, хорошо выдерживающим вертикальное давление. Однако без надлежащего армирования фундамент не выдержит нагрузок на разрыв, сжатие в горизонтальном направлении и изгиб (все это приведет к образованию трещин). Поэтому основой любого ленточного фундамента является армирующий каркас. Зная о том, как правильно армировать ленточный фундамент, а особенно углы и места примыканий, можно собственноручно построить основу любого здания, будь то небольшая дачная беседка или трехэтажный дом. Правильно рассчитанная и изготовленная монолитная железобетонная конструкция фундамента станет гарантом долговечности и прочности любого здания.

Материалы для армирования

Наибольшие нагрузки испытывают продольные части армирующего каркаса ленточного фундамента, поэтому для их изготовления используются профильные прутки арматуры диаметром от 12 до 20 мм в зависимости от нагрузки (количества этажей будущего здания и материала, который будет использоваться для возведения стен). Для вертикальных и поперечных частей конструкции можно использовать гладкую арматуру диаметром от 8 до 12 мм (зависит от веса стен и высоты «ленты»). Для обвязки арматуры используется специальная мягкая вязальная проволока диаметром 0,8-1,2 мм.

Необходимые инструменты и приспособления:

  • Специальный резак для арматуры (либо болгарка с дисками для резки металла).
  • Приспособление (может быть изготовлено из обрезков металлических уголков, швеллера и труб подходящего диаметра) для угловых загибов арматуры и изготовления вертикальных прямоугольных хомутов; Г-образных и П-образных армирующих элементов. При желании данное приспособление в заводском исполнении можно приобрести в строительном магазине.
  • Крючок, с помощью которого вяжут арматуру проволокой, или специальный вязальный аккумуляторный пистолет (можно взять на прокат – это значительно сэкономит время).

  • Специальные «стульчики» или «лягушки» для поднятия армирующего пояса на 50 мм от нижнего края гидроизоляционного слоя (можно использовать куски кирпичей подходящих размеров).
  • «Звездочки» для обеспечения зазора в 50 мм между опалубкой и армирующим каркасом.

  • Шаблоны с отверстиями для продольных частей арматуры, которые служат для удобства обвязки частей будущего каркаса (легко изготовить из досок или толстой фанеры).

Как правильно сделать армирование

Чтобы армирование было сделано по всем правилам, необходимо выполнять следующие требования:

  • Расстояние между продольными поясами арматуры не должно превышать 50 см. Количество поясов зависит от высоты фундамента.
  • Вертикальные и поперечные прутки арматуры (то есть поперечные пояса) устанавливаются с шагом 30 см согласно рекомендациям СНиП-а, но на практике часто делают шаг 50 см. Иногда поперечный пояс выполняют в виде прямоугольного хомута.
  • От каждого угла в обе стороны надо установить по 3-4 поперечных пояса с шагом 0,5 от основного.
  • От места примыкания в каждую сторону также необходимо сделать по 3-4 поперечных пояса с шагом 0,5 от основного.
  • Выбор диаметра основной продольной арматуры зависит от нагрузки на фундамент, то есть чем больше нагрузка, тем толще арматура.
  • Для вязки каркаса применяется только специальная проволока.
  • Для того чтобы после заливки раствора вокруг металлического каркаса с каждой стороны образовался защитный слой из бетона толщиной 50 мм, необходимо установить специальные приспособления: снизу каркаса «стульчики» или «лягушки», а с боков – «звездочки».
  • Армировать углы каркаса необходимо, только применяя специальные усиливающие конструкцию схемы, а не простым вязанием внахлест перпендикулярных прутьев арматуры.
  • Прямые участки каркаса желательно выполнять цельными кусками арматуры (стандартная заводская длина 11,7 м).
  • При стыковке продольных арматурных элементов необходимо строго соблюдать размеры нахлеста одного прутка на другой (для бетона марки М200 – 50 диаметров арматуры, для М250 – 40 диаметров, для М300 – 35 диаметров).
  • Недопустима стыковка продольных прутков арматуры в одном и том же месте по вертикали (разнос должен составлять не менее 60 см или 1,5 длины нахлеста).

Варианты армирования прямых углов и мест примыканий

Угловые элементы ленточного фундамента испытывают наибольшие нагрузки после возведения здания. Поэтому от того, насколько качественно выполнено армирование этих участков фундамента будет зависеть надежность и долговечность всего сооружения. Простая вязка продольных элементов арматуры под прямым углом недопустима, так как такой способ не обеспечивает дополнительной прочности. Есть три основных метода армирования угловых частей и мест примыканий для ленточных фундаментов:

Первый способ

Основная внешняя продольная арматура загибается под 90 градусов. Внутренние продольные прутки также загибаются под 90 градусов и крепятся проволокой к внешним продольным пруткам. Величина загнутой части внутренних прутков должна равняться 50 диаметрам продольной арматуры. Такие же операции необходимо провести на всех горизонтальных уровнях армирующего каркаса.

Шаг вертикальных (поперечных) арматур в угловых элементах и местах примыканий должен составлять 0,5 основного шага. Это же требование к шагу относится и ко всем остальным методам армирования угловых частей и мест примыканий.

Второй способ

Этот метод анкеровки в угловых соединениях и местах примыканий для изготовления металлического каркаса считается наиболее простым и часто используется. Если длины продольных прутьев не хватает, чтобы их загнуть, применяют Г-образные крепящие элементы. Длина каждого плеча такого элементов должна составлять не менее 50 диаметров основной арматуры. Внешние продольные прутки связываются одним Г-образным элементом между собой. Каждый внутренний продольный элемент соединяется с внешним прутком арматуры с помощью Г-образного элемента. Для армирования одного углового соединения потребуется три Г-образных хомута на каждый продольный уровень каркаса. Для места примыкания необходимо по два таких элемента на каждый уровень.

Третий способ

Чтобы сделать металлический армирующий каркас более прочным устанавливаем в углах и местах примыканий П-образные элементы. Ширина таких элементов соответствует ширине армирующего каркаса, а длина – не менее 50 диаметров продольного арматурного прутка. Эти элементы вяжутся к основным продольным прутьям открытой частью буквы «П» по направлению от угла. Для армирования одного угла требуется два таких элемента (на каждом горизонтальном уровне), для места примыкания по одному элементу на каждый уровень.

Армирование тупых углов

При сложной геометрии ленточного фундамента, некоторые углы могут быть гораздо больше 90 градусов. Тупой угол также необходимо армировать по специальным схемам, увеличивающим прочность каркаса. Существуют два основных способа правильного армирования тупых углов фундамента.

Первый способ

Оптимальным решением для армирования тупого угла является загиб внешней продольной арматуры под необходимым углом. Внутренние продольные хлысты также загибаются под тем же углом, и вяжутся к внешней продольной составляющей каркаса. Длина каждой загнутой части внутреннего продольного прутка составляет не менее 50 диаметров основной арматуры.

Второй способ

Для укрепления тупых угловых частей каркаса используются дополнительные элементы, загнутые под необходимым углом. Длина плеча такого изогнутого элемента должна равняться не менее 50 диаметров продольной арматуры. Перехлест при вязке варьируется в пределах от 35 до 50 диаметров арматуры в зависимости от марки цемента, применяемой для бетонного раствора.

Ошибки армирования углов ленточного фундамента

Наибольшее количество ошибок, которые допускаются при изготовлении арматурного каркаса для ленточного фундамента, происходит именно при армировании угловых элементов и мест примыканий. Самая распространенная ошибка – вязание перекрещивающихся прутков в угловых частях фундамента, которая ведет к значительному ослаблению конструкции. На профессиональном языке это называется «разрыв арматуры».

Еще одной распространенной ошибкой является простой загиб внешних и внутренних продольных прутков арматуры без применения дополнительных усиливающих элементов. Это же относится и к армированию тупых угловых частей каркаса.

Важно! Если вязка производится перпендикулярно насечкам рифленой арматуры, то это приводит к ее проскальзыванию в момент заливки бетона и нарушает геометрию каркаса. Если вязка производится параллельно насечкам (то есть проволока укладывается в углубления на арматурных прутьях), то это обеспечивает более плотное и надежное соединение.

В заключении

При соблюдении всех норм и правил армирования, лента фундамента выдерживает значительные нагрузки и пригодна для строительства даже трехэтажного кирпичного дома.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector