Yoga-mgn.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кузнечная наковальня, зачем она нужна кузнецу

Кузнечная наковальня, зачем она нужна кузнецу

Кузница. Это место, где мастер выполняет все кузнечные работы. Оптимально, когда кузница представляет собой отдельное просторное помещение, на 10-15 метров удаленное от жилища. Но если такого помещения нет, то для начала можно устроить крытый навес во дворе и оснастить его самыми необходимыми приспособлениями.

Самые необходимые приспособления включают в себя кузнечный горн, наковальню, стол для выполнения кузнечных работ, слесарный верстак, подставка или стеллаж для кузнечного и слесарного инструмента, равно как и сам кузнечный и слесарный инструмент, бак с холодной водой. Пригодиться в кузнице могут точило, сварочный аппарат, давильные прессы.

Основа оснащения кузницы — горн. По сути дела, горн — это простейшая печь для нагрева кузнечных заготовок и прогрева поковок в процессе работы. Топливом для гона является каменный или древесный уголь. В отличие от обычной печи горн имеет открытую топку и принудительную подачу воздуха, осуществляемую при помощи разных приспособлений.

В старинных кузницах устанавливали монументальные сооружения — стационарные горны. Вначале ставили деревянный сруб высотой по пояс и плотно набивали его горелой землей, песком, битым мелким камнем или глиной. В середине сруба делали углубление (горнило) и сбоку подводили к нему толстую чугунную или медную трубу (фурму). Другой конец фурмы соединяли с мехами (рис.81). Воздух из мехов подавался через фурму в горнило к горящим в нем углям. Этот процесс и есть дутье. Чем сильнее поток воздуха, тем выше становилась температура в горниле. Выкладывали классические кузнечные горны и из кирпича.

Если у вас есть возможность, постройте горн. Он прослужит очень долго. Конечно современный горн, даже если он построен по принципу классического, будет выглядеть немного иначе.

Горн в кузнице устанавливают по центру стены, противоположной входу. Постамент стола выполняется так же, как у классического горна. Это может быть и деревянный сруб, и кирпичный постамент, заполненный изнутри песком, глиной и пр. Оптимальная высота стола — 7 0 -80 см., а размеры сторон достигают 1,5-2 метров и даже больше, если стол устанавливается с расчетом на изготовление крупных изделий вроде оград. Поверхность стола горна выкладывают из огнеупорного кирпича, железобетона, пиленого камня. В центре стола располагают очаг или так называемое горновое гнездо. Оно может иметь круглую или квадратную форму размером 20х20 или 40х40 см при глубине 10-15 см. В это отверстие вставляется фурма. Она представляет собой толстостенный резервуар, сверху накрытый подовой доской. Сбоку к фурме приваривают патрубок — отрезок трубы из тугоплавкой стали. Противоположный конец патрубка соединяют с нагнетающим устройством (вентилятором, нагнетающим гнездом пылесоса, компрессора или мехами). Воздух от нагнетающего устройства через патрубок подводится в корпус фурмы, а затем через подовую доску попадает в зону горения. От конфигурации отверстий подовой доски зависит вид пламени. Так, равномерно расположенные круглые отверстия дают цилиндрическое факельное пламя, а щелевые отверстия (в том числе и обычная печная колосниковая решетка) — узкое и удлиненное пламя.

Разжигают кузнечный горн следующим образом. В горнило на подовую доску насыпают тонкий слой угля, сверху кладут слой стружек и мелких древесных щепок, смоченных керосином. Сверху укладывают немного сухих дров. На горящие дрова насыпают еще один слой угля и начинают дутье. Как только угль раскалится докрасна, можно начинать нагрев заготовок. Периодически уголь сбрызгивают водой, чтобы сверху образовалась корочка, удерживающая внутри горящей массы высокую температуру. Зола от перегоревших дров и угля просыпается в фурму. Периодически фурму очищают от золы. Для этого дно фурмы оснащают так называемой донной крышкой.

Постамент кузнечного стола можно собрать из стальных уголков, соединив их сваркой или болтами так, чтобы верхние уголки для плоскости стола были развернуты ребрами вверх. В образовавшуюся раму укладывают толстый железный лист с отверстием для фурмы. Остальное пространство стола закладывают кирпичом или другим материалом, как и в первом случае.

Для нагрева заготовок можно использовать и паяльную лампу. Ее устанавливают в заранее приготовленную ямку, а рядом складывают небольшую печь из огнеупорного кирпича. Можно соорудить конструкцию, в которой паяльная лампа будет располагаться под печью, давая кузнецу больше свободы в перемещениях. Для этого кирпичи ставят на торец, укладывают на них колосниковую решетку, а на нее устанавливают в виде печи четыре кирпича. В это углубление засыпают уголь. Паяльную лампу с помощью патрубка подводят под колосниковую решетку. Заготовки в этом случае закладывают в щель между кирпичами. Использовать такую печь можно лишь для заготовок небольшого размера .

Над горном надо обязательно сделать горновой кожух. Это обычная вытяжка для отвода образующихся во время работы вредных газов. Размеры нижнего входного отверстия кожуха соответствуют размерам кузнечного стола. Укрепляют вытяжку на высоте 50-60 см от рабочей поверхности стола. Вообще, чем ниже установлена вытяжка, тем эффективней она работает. Если в соответствии с вашим ростом можно понизить уровень входного отверстия вытяжки, сделайте это. Лучший вариант горнового кожуха — закрепленная металлической рамой вытяжка, выполненная из огнеупорного кирпича. Можно сделать кожух из листового железа толщиной 0,5-1,5 мм. Главный недостаток металлических кожухов — быстрое прогорание (окисление под воздействием высокой температуры и газов с последующим разрушением).

Оптимальный вариант — устройство кузницы в отдельном помещении. Как уже говорилось, горн устанавливают в центре стены, противоположной входу. Наковальню размещают на расстоянии 1-2 метра от горна, чтобы ее конический рог находился слева от кузнеца, стоящего спиной к горну. Вокруг наковальни должно быть достаточно пространства для свободных перемещений кузнеца и, при необходимости, работы молотобойца. Между наковальней и горном располагают бочку с водой для охлаждения поковок и инструмента. Вода пригодится и в момент пожарной опасности. Чтобы вода в бочке была постоянно холодной, ее на 2/3 зарывают в землю. Рядом с наковальней должен быть столик для кузнечного инструмента. Чтобы он занимал меньше места, его можно сделать двухъярусным — на верхней плоскости размещают инструмент, которым пользуются часто, на нижней полке менее ходовой. У соседней стены размещают кузнечные тиски, на которых производят высадку, гибку, скручивание. Рядом с тисками — слесарный верстак. В углах располагают ящики с углем, дровами, песком.

Материалы. Основной материал, который используют в своем деле кузнецы — сталь. Общеизвестно, что сталь — это сплав железа с углеродом. По доле углерода в сплаве стали делятся на низкоуглеродистые (до 0,25% углерода), среднеуглеродистые (0,25-0,6%) и высокоуглеродистые (0,6-2%). Повышение содержания углерода в стали увеличивает ее твердость и закаливаемость, но снижает пластичность и ковкость. Для улучшения физико-механических свойств сталей в них вводят различные добавки. Это могут быть никель, мышьяк, медь, фосфор, сера и др. Причем содержание добавок в сплаве четко контролируется, ведь при превышении некоторого порога вместо улучшения качества можно получить обратный эффект. Особенно важно не допустить превышения содержания в сплаве серы и фосфора. Чем меньше в стали этих примесей, тем выше ее качество.

В зависимости от химического состава стали делят на углеродистые и легированные. Углеродистые в свою очередь подразделяются на стали обыкновенного качества, качественные углеродистые стали и стали специального назначения. Благодаря своей пластичности, для кузнечных работ хорошо подходят стали обычного качества с содержанием углерода от 0,1 до 0,3%. Эти стали хорошо свариваются, легко режутся. Маркировки таких сталей Ст0, Ст1, Ст2. В принципе, вполне удовлетворительно и качество сталей Ст3-Ст6. Чаще всего они встречаются в виде проволоки, прутков, полос и листов. Наиболее доступным источником нужной стали является металлолом. При этом имейте в виду, что из стали Ст0 чаще всего изготовляют строительную арматуру, из стали Ст1 — сварочные конструкции, из стали Ст2 и Ст3 — железнодорожные костыли, болты, гайки, гвозди.

Название «углеродистые качественные стали» подразумевает пониженное содержание вредных примесей и, как следствие, повышение качества и улучшение механических свойств. Лучше всего для ковки подходят качественные стали марок Ст10 и Ст15 (0,10 и 0,15% углерода соответственно).

Из углеродистых инструментальных сталей изготавливают различные инструменты. Маркировка этих сталей начинается с буквы «У», после которой цифрами проставляют содержание углерода в десятых долях процента. Например, стали марки У9 содержит 0,9% углерода. Инструментальную сталь также можно использовать в изделиях, материалом для которых послужит какой-нибудь пришедший в негодность инструмент.

Легированные стали в обязательном порядке содержат добавки, нацеленные на придание стали тех или иных качеств. Например, уже упоминавшийся никель придает стали прочность и твердость, повышает устойчивость к коррозии. Вольфрам и ванадий увеличивают жаропрочность и притормаживают образование окалины при нагреве стали до высоких температур. Кремний придает упругость. Легированные стали, в зависимости от приобретенных в результате легирования свойств, применяются в конструкциях, которые должны выдерживать серьезные физико-механические или физико-химические нагрузки. Изготавливают из них и разнообразные инструменты. Из цветных металлов в кузнечном деле используют в основном медь и ее сплавы (латунь, бронзу), а также алюминий и его сплавы.

Читать еще:  Применение 3D фрезерных станков с ЧПУ по металлу

Хорошо, если в руки попадают заводские материалы с проставленной маркировкой. А если работать придется с металлом, переработанным из металлолома? Как определить его марку? Все, что вам потребуется, — это точильный круг. Дело в том, что мелкая металлическая стружка, образующаяся при обработке металла на точильном круге, дает сноп искр, совершенно уникальный для каждого металла (сплава). По характерным особенностям искр и определяют, с каким металлом имеют дело. Поскольку внешний вид меди, латуни, бронзы, алюминия и его сплавов узнаваем достаточно легко, затруднения может вызвать лишь определение марки стали.

Низкоуглеродистая сталь, содержащая приблизительно 0,1-0,2% углерода, выбрасывает из-под точильного круга искры, расходящиеся веером в виде слегка изогнутых черточек желто-соломенного цвета с утолщением в середине и на конце. С повышением содержания углерода, основной рисунок искр остается прежним, но вокруг веера возникает все больше ярких звездочек. Например, сноп искр стали с содержанием углерода 0,5% имеет вид такого же веера из слегка изогнутых черточек, но в районе среднего утолщения от снопа отделяется небольшое количество искорок, которые сверкают отдельными звездочками. Высокоуглеродистая сталь, в том числе и инструментальная, дает искры с обильными звездочками.

В таблице, помещенной ниже, сведены характеристики искр и звездочек наиболее употребляемых в кузнечном деле марок стали.

Цвета искр углеродистых сталей меняются в гамме оттенков соломенно-желтого и светло-желтого. У хромистой стали искры длинные. От основной ветки в разных направлениях отлетают короткие тонкие веточки искр со звездочками на конце. Цвет искр хромистой стали оранжево-красный. Искры вольфрамовой стали прерывистые, с небольшими утолщениями на конце.

Определение марки стали по искре

Формы искр и звездочек

Нити искр тонкие, с утолщениями в середине и на конце, разветвлений практически нет

Всё про наковальню

Наковальня кузнечная, разные рисунки вы можете увидеть в книге предложенной вашему вниманию и бесплатно скачать, представляет собой, по сути, любую обязательно мас¬сивную металлическую опору или своего рода подставку, на которой куют заготовки. На самом деле функции наковальни гораздо шире, заготовки не только куются на наковальне, но и могут деформироваться в ходе других важных операций: подгибаются, зажимаются, протягиваются, скручиваются, штампуются, протягиваются, просекаются, надрубываются и так далее. Именно поэтому нет какой-то одной единственной формы наковальни, а существуют различные конструкции наковальни, весьма различающиеся друг от друга. А в одной кузнице может быть не одна кузнечная наковальня, а несколько. Всё зависит от характера работ выполняемых в кузнечной мастерской, специализации работ и личных привычек и вкусов мастера. Причины, по которым наковальню стремятся сделать своими руками, тоже могут быть разными, не только экономия средств. Вполне нормальной является ситуация, когда мастер, работающий в художественной ковке металла или другой сфере, делает наковальню оригинальной конструкции именно под себя, под свои излюбленные приёмы работы, стремясь получить максимально удобную наковальню – свой основной рабочий инструмент. И всё же если обобщить многообразие заводских наковален и различных наковален индивидуального изготовления, то все кузнечные наковальни по конструкции различают: безрогие, однорогие и дву¬рогие наковальни. Откуда у кузнечной наковальни растут рога? Хороший вопрос и рога наковальни – это своеобразная выступающая сбоку коническая часть. Как она выглядит в живом исполнении, хорошо видно на картинках и схемах в книге, рекомендуемой для ознакомления. Пояснения по применению и примеры работы с наковальнями разных конструкций подробно рассмотрены в той же книге. Что касается существующих нормативов для этого вида оборудования, то можно обратиться напрямую к ГОСТам. Да, есть и такие ГОСТы – не удивляйтесь. Наковальни заводского изготовления или наковальни, сделанные своими руками, но в соответствии с ГОСТом, обычно очень универсальны, хорошо продуманы, ведь над их конструкцией трудились грамотные специалисты кузнецы и машиностроители. Опыт и знания специалистов лучше учитывать, а не отбрасывать. Так вот, размеры и масса кузнечных наковален регламен¬тируются следующими стандартами: для безрогих наковален существует ГОСТ 11396—75, для однорогих наковален ГОСТ 11397—75, двурогих наковален ГОСТ 11398—75 и однорогих консольных наковален есть ГОСТ 11399—75. Из какого металла, из какой стали можно сделать наковальню? Все кузнечные наковальни, независимо от конструкции и размеров, рекомендуется изготовлять из стали 45Л с последующей обработкой наличников и рогов до твердости НВ 340 . 477. Как видите сами, технология изготовления наковальни требует определённого уровня производства и выполняется в условиях специализированного производства. Тем не менее, для небольшой домашней кузни, выполняющей не очень большие объёмы работ по ковке металла, часто пренебрегают точным следованиям нормативам и ГОСТам. Например, можно сделать своими руками наковальню из рельса или какого-то другого куска стального проката с высокой твёрдостью. Работать с такой самодельной наковальней можно, но не очень удобно. Поэтому именно кузнечную наковальню, при оборудовании кузницы лучше купить. Где купить наковальню? Новую кузнечную наковальню для кузницы можно купить, найдя её самым простым образом – просматривая объявления о продаже наковален в интернете. На сегодняшний день – это самый простой и доступный способ купить новую наковальню для кузницы. Более разумный способ купить наковальню, поискать объявления о продаже бу оборудования. Там часто можно купить наковальню хотя и бывшую в употреблении, но гораздо дешевле и в отличном состоянии. Если вы хотите найти и купить наковальню для домашней кузницы, не исключайте и исследования блошиных рынков – вот уж где можно наткнуться на самое уникальное оборудование по весьма скромным деньгам. Сколько весит наковальня? Между прочим, вес наковальни так же определяется определёнными нормативами из ГОСТов. Так, например, масса наковален: сколько весит безрогая наковальня – её вес зависит от размеров и может быть 96 . 200 кг, однорогая наковальня весит 70 . 210 кг, двурогая наковальня весит 100 . 270 кг, однорогая консольная наковальня весит 95 кг. Наиболее распространена и считается самой универсальной, удобной именно для ручной ковки, а значит самой лучшей для небольших кузниц ориентированных на художественную ковку и ковку сувениров однорогая наковальня. Тот самый рог наковальни, который вызывает столько любопытства у новичков, только начинающих знакомиться с ковкой металла, предназначен для удобства гибки заготовок под различными углами, и ковки по¬ковок в виде колец. Нельзя обойти вниманием, в кратком обзоре вопроса о кузнечной наковальне для кузницы и ковки металла такую необычную конструкцию наковальни, как шперак. Шперак (ГОСТ 11400—75) представляет собой маленькую наковальню, для специальных работ и мелкой пластики металла. Из чего сделана маленькая наковальня шперак, какая сталь нужна для изготовления такой наковальни для ковки металла? Обычно, в соответствии с технологическими требованиями ковки металла и рекомендациями ГОСТа, для того чтобы сделать маленькую наковальню – шперак, используют сталь марки 45 с твердостью рабочей части HRC 41,5 . 46,5. Сколько весит наковальня шперак. Как я уже упомянул – это маленькая наковальня, обычно переносная, масса шперака чаще всего бывает не более 4 кг. Основные размеры шперака показаны в книге предложенной вашему вниманию на соответствующих иллюстрациях и схемах. Шперак монтируется на отдельном основании или его устанавливают в специальное квадратное отверстие большой наковальни и на нем куют мелкие поковки или детали. Плоская поверхность, горизонтальная и занимающая большую часть верха наковальни называется наличник наковальни. Наличник является основной рабочей или опорной поверхностью наковальни. И именно по этой части кузнечной наковальни приходится стучать молотом чаще всего. Любопытно, что в этой части наковальни есть отверстия. На опорной поверхности расположены три сквозных отверстия. Два круглых отверстия диаметром 15 мм (этого достаточно при работе с большинством видов металлического проката) предназначены для пробивки отверстий в поковках и квадратное отверстие в наковальне размером 35 х35 мм — для установки в него подкладного инстру¬мента и приспособлений. Тот же шперак устанавливается в это квадратное отверстие в наковальни, для чего имеет в своей конструкции нужный выступ. Хвост наковальни в виде выступа с пря¬мыми углами предназначается для гибки заготовок под углом 90°. Лапы наковальни используют для крепления нако¬вальни к опоре. Всё это можно увидеть на картинках наковальни, в книге для скачивания с соответствующими подробными пояснениями в тексте. Как правильно установить наковальню. Опять таки – подробности в книге. Но в целом, любая большая наковальня устанавливается на массивную чугунную или деревянную опору диаметром не менее 60 мм и вы¬сотой 900 . 1000 мм и закрепляется на этой опоре хому¬тами и костылями. В некоторых случаях, кузнечная наковальня для ковки может устанавливаться и на специально сваренную массивную конструкцию. Считается, что такая опора для наковальни в кузнице несколько хуже, но я лично считаю, что это вопрос спорный – работать вполне можно. Нижнюю часть опоры основной наковальни закапывают в землю на расстоянии 1,0 . 1,5 м от горна. Но это тоже не самое жёсткое правило. Иногда кузнечная наковальня может быть установлена и гораздо дальше от кузнечного горна. Металл не остывает мгновенно и определённый запас времени у кузнеца есть, для того, чтобы сделать пару лишних шагов. Главное, чтобы между кузнечным горном, в котором разогреваются заготовки, и кузнечной наковальней для ковки металла не было препятствий, о которые можно спотыкаться и получить травму. Вот это действительно важно. Тем более, что специфика ковки металла и технологии работы для разных специализаций кузнечных мастерских может быть такова, что расположение наковальни в плане кузницы прямо в метре от горна бывает крайне неудобным. Хотя в литературе почему-то рекомендуют именно один метр или немного дальше. Ещё одна особенность как правильно установить наковальню в кузнеце. Рог наковальни должен находиться слева от кузнеца, стоящего спиной к горну. Расстояние от пола до налич¬ника наковальни определяется ростом кузнеца и обычно равно 700 . 800 мм. Для очень высокого мастера или наоборот кузнеца с маленьким ростом высота наковальни должна корректироваться индивидуально. Есть ли ещё какие-то критерии правильной установки наковальни? Есть практический аспект. Правильной считается такая установка кузнечной наковальни, когда стоящий кузнец будет касаться наличника кончиками слегка согнутых пальцев при опущенной руке. Очень простое правило правильной установки наковальни, не следует им пренебрегать даже в индивидуальной, домашней кузнице. Учтите, что долго работать в неудобном положении, производя сложную ковку на наковальне чрезвычайно утомительно и травмоопасно. Прочтите подробно всё про кузнечную наковальню для ковки металла, прежде чем решите купить наковальню или сделать её своими руками. Мнение эксперта, мастера по ковке, его советы и рекомендации – это ценные знания и опыт, которые вам помогут в вашей работе. Тем более, что скачать книгу про наковальню вы можете совершенно бесплатно, а бесплатная и полезная информация всегда пригодится.

Читать еще:  Как Разобрать Патрон Перфоратора Интерскол

Наш адрес: Днепропетровск, ул. Карла Либкнехта 57
Телефон по Украине: (063) 796-79-32 или (063) 796-19-32

Как сделать кузню своими руками: устройство кузницы

Со словом «кузня» обычно ассоциируется тёмное помещение с наковальнями, горнами, молотами и кузнечными клещами. Однако создание кузни своими руками значительно проще, чем кажется на первый взгляд. Кроме того, кузницу можно сделать довольно компактной, не приспосабливая под нее специальных помещений.

Собственно кузня — это помещение с оборудованием для проведения кузнечных работ. В кузне осуществляется разогрев заготовок металла и обработка их при помощи молотов и других кузнечных инструментов. Реже плавка металлов и сплавов для отливки, каких то элементов.

На самом деле, кузня вовсе не обязательно должна располагаться в помещении. В нашем случае кузница — это открытое пространство (или же пространство под навесом).

В кузне присутствует кузнечный горн — источник открытого огня. Из него часто выдуваются мелкие частички угля. Кроме того, металл обрабатывается в горячем состоянии около 800-900ºС. Поэтому пол в кузне должен быть не из горючих материалов и в близи работы горна и наковальни не должно быть электропроводов, так как часто раскалённые заготовки роняются на пол.

Основные инструменты, которые понадобятся для устройства кузницы:

Наковальня кузнечная

Может быть практически любая, которую удастся найти. Главное чтобы края и рабочая поверхность наковальни были не сбиты (края должны быть ровными). При ударе молотком о настоящую кузнечную наковальню он должен от неё отскакивать, а сама наковальня должна сильно звенеть. Наковальня может быть установлена либо на большой деревянный пень либо на сваренный из уголка каркас. Второй вариант более функционален, кроме того, он позволяет кантовать наковальню и устанавливать её в любое место двора или помещения без особых проблем. Установка на пне, как правило, закрепляет наковальню на одном месте «навечно».

Высота установки наковальни обуславливается уровнем разгибания руки кузнеца: чтобы при ударе молотом — его поверхность была примерно параллельна земле.

Кузнечный горн

Горн может быть сварен из листового металла с вложением вовнутрь огнеупорного кирпича. Чтобы не варить кузнечный горн можно использовать для этого разрезанный старый баллон. Кузнечный горн, как и наковальня, также устанавливается на сваренный из арматуры каркас на высоте примерно пояса кузнеца. Каркас горна менее массивный, чем у наковальни, из 12-14 арматуры.

На дно горна можно также сварить колосник (решетка, на которой располагается горящий уголь или дрова) из арматуры. Но промежутки между прутами колосника должны быть как можно тоньше (не более 1-2 мм), так как пламенный кузнечный уголь при горении распадается на очень мелкие частички и будет весь просыпаться через большие отверстия. Струя воздуха должна подаваться сбоку, немного под углом вниз, а не снизу как у печей. Это обусловлено тем, что струя сильная и при подаче снизу будет выдувать мелкие частички угля из горна, которые будут разлетаться довольно далеко.

Старый пылесос

Необходим для поддува воздуха в кузнечный горн при работе «на выдув».

Молот

Это обычный молоток. Но не такой как слесарный, у которого один конец тоньше. Молот — это молоток, у которого оба конца одинаково плоские. В отличие от кувалды молот имеет меньший вес (от 800 грамм до 2 кг) и короткую ручку для работы одной рукой. Молот следует выбирать, исходя из собственных физических возможностей, чтобы работать им долго и не уставать. Очень важно, чтобы молот был сделан из хорошей стали, лучше использовать старый советский. Китайские молоты могут расколоться после нескольких ударов, а у некоторых в процессе эксплуатации появляются бороздки на рабочей поверхности, что свидетельствует о низком качестве металла.

Стуловые кузнечные тиски

Основным отличием кузнечных тисков от слесарных является металл, из которого они изготовлены. Кузнечные тиски изготовлены из инструментальной стали, по ним можно бить, не опасаясь расколоть тиски.

Кузнечные клещи с длинными ручками

Длинные ручки необходимы для работы с мелкими заготовками. Плюсом будет фиксирующее кольцо, которое скрепляет ручки «в замок», что позволяет не сжимать их с силой при работе с заготовкой.

Другие инструменты являются неспециальными или обычными слесарными.

Рекомендации по устройству кузницы

Это оборудование для полноценной кузни может разместиться в углу, на площади менее 1 квадратного метра, так как наковальню и горн можно двигать. Если планируется работать в закрытом помещении, то в месте установки горна следует также дополнительно изготовить вытяжку. Если кузня разместиться во дворе или под навесом, то вытяжка не нужна, при активном горении кузнечный горн выделяет мало дыма.

Уголь для ковки нужен «пламенный». Отличить его можно по весу. Куски этого угля даже очень большие — очень лёгкие. Он сильно разгорается, быстро сгорает и даёт большую температуру необходимую для нагрева заготовок до температуры ковки. Выбирать следует большие и средние куски. Маленькие быстро прогорают и не дают нужной температуры.

Как изготовить самодельную наковальню?

Известно, что основной инструмент, который нужен для обустройства кузнечной — это наковальня. Она может пригодиться не только профессиональным кузнецам, но и обычным любителям кузнечного дела, людям, которые любят творить. Наковальня выглядит просто и довольно примитивно, но стоит немало. Покупать ее для эпизодического использования решаются не все любители кузнечного дела, поэтому в такой ситуации может выручить самодельная наковальня.

Какие материалы необходимы?

Заготовка выполняется из крановой (желательно марки КР 120 или КР 140) или железнодорожной рельсы. Она стоит недорого, но обладает достаточной массивностью, чтобы сделать качественный и устойчивый инструмент.

Если размер изделия не критичен, т.к. будут обрабатываться небольшие по размеру заготовки, то для наковальни можно использовать металлический швеллер (180х70 мм), но механическая прочность итогового изделия будет сильно уступать варианту из рельсы.

Так как наковальня требует устойчивого основания, то под него используют:

  • каркас, сваренный из металлического уголка,
  • деревянный пень (самый доступный и дешевый вариант),
  • ящик с песком (позволяет убрать вибрации при ударах молота об заготовку).
Читать еще:  Самодельные сварочные автоматы и аппараты

Второй вариант считается более удачным, если инструмент устанавливается где-то во дворе.

Этапы изготовления

Сначала нужно выбрать необходимый отрезок от рельсы, её подошва станет основной частью будущего основания для ковки, это место будет брать на себя основную часть рабочей нагрузки.

Выбор стороны рельсы для поверхности наковальни зависит от будущих работ. Если не требуется слишком широкой поверхности, то подойдет узкая верхушка рельсы, но в тоже время сама наковальня получится очень устойчивой и прочной, т.к. оголовка рельса (широкая нижняя часть) подвергается специальной термической обработке на заводе.

Некоторые умельцы делают ещё одну деталь – рог, он придаёт наковальне хорошие эксплуатационные характеристики, но требует массу времени и усилий на изготовление. Для создания рога подошва рельсы заостряется с одной стороны с помощью болгарки (подойдет болгарка 125 мм и круг 125х6 мм) и напильника. Конец рога делается не острым, а слегка притупленный.

После придания формы наковальне происходит шлифовка поверхности с помощью тарельчатого диска для болгарки (размер зерна 40). Если перед шлифованием ободрать поверхность обычным диском болгарки, то процесс пойдет гораздо быстрее и проще.

Установка наковальни

Следующий этап создания — это монтаж изделия на прочное основание. Чтобы установить этот элемент, нужна твёрдая деревянная колода или пень, устойчивый к ударам и вибрациям.

Для того чтобы прикрепить готовое изделие к пню, понадобится стальной швеллер (чем шире — тем лучше). В результате получится довольно прочная, устойчивая конструкция. Швеллер прикрепляется с помощью шурупов, диаметр которых 12-14 мм, а длина — 150 мм. Шурупы берутся с запасов по длине, потому что в процессе ковки удары могут способствовать их вырыванию из станка.

Для изделий небольших размеров и веса возможно сварка основания из металлического уголка, пример, приведен на фотографии.

У вас есть желание заняться кузнечным делом, но нет кузницы. Сделать ее самому не составит особого труда. Ведь все необходимые инструменты и приспособления легко найти в гараже любого мужчины. Немного свободного времени – и кузница готова!

Для обработки металла в кузни обязательно потребуется их нагрев с помощью горна, который можно изготовить самому.

Если вы горите желанием заниматься ковкой, но не можете себе позволить приобрести кузнечный молот, не беда. Есть возможность изготовить его из подручных материалов. Это довольно просто и совершенно не дорого.

Кузнечные приспособления и инструменты

Чем определяется качество кованых изделий? Любовь к своему делу и кропотливый труд помогают кузнецу создать произведение искусства из простого куска металла. Как и всякий художник, мастер ковки вкладывает в работу частичку своей души.

Для создания сложных в исполнении изделий кузнецу требуются хорошие инструменты. Профессионалы своего дела имеют в запасе до полусотни разнообразных инструментов для различных материалов и техник. Какие конкретно приспособления для художественной ковки можно обнаружить в кузнице?

Испокон веков ни один кузнец не обходится без трёх традиционных атрибутов своей профессии: наковальни, тисков и горна.

Горн представляет собой сооружение из огнеупорного кирпича и металла, в котором металлическая заготовка нагревается до 800-1300 градусов. Его конструкция и внешний вид могут разниться в зависимости от того, какой вид топлива будет использоваться: газ, кокс или древесный уголь. Для усиления горения и повышения температуры в древности пользовались кожаными мехами, которыми вручную нагнетали воздух в горн. Сегодня на помощь кузнецам пришли современные технологии, в частности, работающие на электричестве вентиляторы.

Наковальня — это массивный металлический параллелепипед, обычно оснащённый двумя «рогами» с обоих концов. Чаще всего они имеют конусообразную и пирамидальную форму. Это нужно для того, чтобы ровно сгибать заготовку, делать спирали, кольца и другие детали. Впрочем, бывают и однорогие, и безрогие наковальни.

Кроме рогов наковальня обычно имеет специальные отверстия для дополнительных инструментов: оправок и подсечек. Рабочую поверхность наковальни кузнец старается поддерживать в идеальном состоянии, чтобы она была ровная, гладкая, без царапин и вмятин.

Незаменимым инструментом для художественной ковки и также мелких ремонтных работ является небольшая наковальня весом до 30 килограмм. Она называется «шперак» и зачастую устанавливается в квадратное отверстие большой наковальни.

Ещё один необходимый каждому кузнецу инструмент – тиски из прочной инструментальной стали. Они надёжнее, чем обычные слесарные, не деформируются и служат дольше. Кузнец использует их, чтобы зажать заготовку и затем с помощью осадки, гибки и рубки придать металлу нужную форму.

Для того, чтобы достать горячую заготовку из горна, нужны специальные клещи с длинными ручками. Обычно кузнец имеет несколько таких инструментов, отличающихся по форме губок. К примеру, для заготовок цилиндрической формы подходят клещи с губками в фоме полуколец. Опытный мастер ковки может самостоятельно придать клещам нужную форму.

Ещё один неизменный атрибут кузнеца – молот. Для художественной ковки используется так называемый молоток-ручник с рукоятью не длиннее 35 см. Весит такой молот не очень много: от одного до полутора килограмм, чтобы руки кузнеца не уставали. Для выполнения сложных элементов художественной ковки используются специальные скруглённые молотки. Зато для обработки крупных металлических деталей нужна увесистая кувалда – её вес достигает 10 килограмм, а длина рукояти – от 60 до 80 см.

Чтобы резать раскалённый или холодный металл, кузнец использует специальные зубила с лезвиями разной толщины. При этом, чтобы не поцарапать зубилом наковальню, под заготовку кладут лист железа или меди.

Другой специфический инструмент, который называется пробойник, нужен для того, чтобы делать отверстия и углубления нужной формы. Его рабочая часть – бородка – имеет конусообразную форму, что позволяет регулировать размер отверстия: чем глубже инструмент заходит в металл, тем оно шире.

Гладилка – инструмент для исправления неровностей на поверхности изделия. Гладилки отличаются не только по размеру, но и по типу рабочей поверхности, которая может быть прямоугольная или цилиндрическая. После каждого движения гладилкой кузнец бьёт по заготовке молотом.

Мы перечислили далеко не все инструменты, которыми пользуется опытный кузнец для создания уникальных кованых изделий. Каким бы сложным ни был художественный замысел, большой арсенал качественных инструментов, зачастую изготовленных самим мастером, помогают ему воплотить задуманное.

Мастера молота и наковальни. Международный фестиваль кузнечного искусства прошел в Подмосковье

Алена Сырбу, Дария Сенникова

Все собираются на территории, прилегающей к храму Святого Великомученика Никиты в подмосковной деревне Бывалино. Петр Черных — из Белгорода. С молотком и наковальней не расстается уже 10 лет.

«Сегодня работаю с детьми, показываю мастер-классы, как ковать подкову, рассказываю, для чего она нужна», — рассказал кузнец Петр Черных.

Источник фото: телеканал «360»

Гостей фестиваля ждут не только мастер-классы, но и концерт, а также ярмарка различных безделушек. Начался фестиваль с литургии и праздничного молебна — ведь именно священнослужители когда-то придумали праздник в Бывалино.

«Фестиваль придуман для того, чтобы побудить людей к совместному общению друг с другом. Для некоторых — возможность обрести семейное дело, чтобы отцы могли общаться с детьми», — отметил священник, настоятель Никитского храма Андрей Филлипенко.

13-летний Арсений Гладких из Подмосковья — потомственный кузнец. Помогает отцу в кузнице с пяти лет. Разумеется, в свободное от гаджетов и компьютерных игрушек время. Парень не боится ни жара печи — а она разогрета до 800 градусов — ни сажи. Для него тяжелый труд в радость — на каникулах помогает делать отцу заготовки для сувениров.

Источник фото: телеканал «360»

Всего пять минут, и железо больше не поддается, надо нагревать его заново. Кажется, работы много, но папа стоит в стороне. Сын все делает самостоятельно.

«Когда Арсений был маленький и еще ползал, мы стелили ковер, на котором выкладывали разные железки, шестеренки, болтики. И он их собирал. Чтобы ребенок был чем-то серьезным занят, а не какими-то погремушками», — подчеркнул участник фестиваля кузнечного искусства Александр Гладких.

На фестивале продаются сотни разных вещей из стали. Памятный оберег, например, стоит от 170 рублей. Но есть и крупногабаритные сувениры. Например, скульптура уличного музыканта обойдется покупателям в 800 тысяч рублей. Говорят, на ее создание ушло четыре месяца.

Источник фото: телеканал «360»

Следующий фестиваль кузнечного искусства пройдет уже через год — так же в середине июля. А самым главным достоянием нынешнего праздника стало появление огромного корабля, созданного мастерами молота и наковальни специально для воспитанников детского дома при храме Святого Великомученика Никиты. Он отправится туда уже завтра.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector