Yoga-mgn.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вес и размер стандартной пропитанной деревянной железнодорожной шпалы

ШПАЛЫ ДЕРЕВЯННЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ
ДОРОГ ШИРОКОЙ КОЛЕИ

Технические условия

1. Технические требования.

1.1 Шпалы должны изготовляться из древесины сосны, кедра, ели, пихты, лиственницы и березы

1.2 Типы и размеры.

1.2.1 В зависимости от назначения шпалы должны изготовляться трех типов:

  • I — для главных путей;
  • II — для станционных и подъездных путей;
  • III — для малодеятельных подъездных путей промышленных предприятий.

1.2.2 По форме поперечного сечения шпалы подразделяются на три вида:

1.2.3 В зависимости от типов размеры шпал должны соответствовать указанным в Таблице 1.

Таблица 1.

Примечания
1. Шпалы типа II толщиной 155 мм следует относить к типу III.
2. Ширина верхней пласти необрезных шпал типа I должна быть не менее 155 мм.
3. Допускаются шпалы типа I с шириной нижней пласти 230 мм и шпалы типов II и III — 250 мм в количестве не более 10% в партии.
4. Ширина нижней пласти b2 не должна превышать 280 мм.

1.2.4 Размеры шпал установлены для древесины с влажностью не более 22 %. При большей влажности шпалы должны иметь по толщине и ширине припуски на усушку древесины для хвойных пород по ГОСТ 6782.1, а для лиственных пород — по ГОСТ 6782.2.

1.3 Характеристики.

1.3.1 Качество древесины шпал должно соответствовать требованиям, указанным в Таблице 2.

1.3.2 В партии допускается 15% шпал с нормами ограничения пороков, установленными в Таблице 3.

1.3.3 Пласти шпал, а в обрезных шпалах и боковые стороны, должны быть взаимно параллельны. Непараллельность не должна быть более 10 мм на всю длину шпалы.

Таблица 2.

Примечания:
1. Не допускается одновременное наличие в шпале метиковых и морозных трещин.
2. Пороки по ГОСТ 2140, не указанные в таблице, допускаются.

Таблица 3.

1.3.4 Непропиленные поверхности шпал должны быть очищены от коры и луба. Сучки и ребристая закомелистость должны быть срезаны вровень с поверхностью шпалы, при этом срез сучка должен быть плоским.

1.3.5 Шпалы, до укладывания их в путь, должны быть пропитаны маслянистыми защитными средствами.

1.3.6 Режимы и качество пропитки шпал должны соответствовать требованиям к пропитке шпал на шпалопропиточных заводах.

1.4 Маркировка непропитанных шпал должна быть четкой и наноситься на один из торцов шпал клеймением или стойкой краской. Маркировка шпал после пропитки не возобновляется.

1.5 Непропитанные шпалы должны быть рассортированы по каждому типу отдельно и по породам: сосновые и кедровые — вместе; еловые и пихтовые — вместе. Пропитанные шпалы рассортировывают по типам.

2. Приемка

2.1 Партией считают любое количество непропитанных шпал одного типа и одной пород древесины или пропитанных шпал одного типа, оформленные одним документом о качестве.

2.2 Документ о качестве должен содержать:

  • — наименование организации, в систему которой входит предприятие — поставщик;
  • — наименование предприятия — поставщика и его местонахождение (город и условный адрес);
  • — для непропитанных шпал — тип и породу древесины, для пропитанных — тип;
  • — количество шпал в партии, в штуках;
  • — результаты испытаний или подтверждение соответствия настоящему стандарту;
  • — обозначение настоящего стандарта.

2.3 Количество шпал в партии определяется сплошным пересчетом.

2.4 Качество и размеры шпал проверяют выборочным контролем.

Отбор шпал в выборку производят по ГОСТ 18321 методом «вслепую» в количестве, указанном в Таблице 4.

Таблица 4.

Партию принимают, если в выборке все шпалы соответствуют требованиям настоящего стандарта.

При получении неудовлетворительных результатов вся партия бракуется.

3. Методы контроля.

3.1 Определение и измерение пороков древесины и обработки — по ГОСТ 2140.

Определение качества пропитки шпал — в соответствии с требованиями к пропитки шпал на шпалопропиточных заводах.

3.2 Длина шпалы должна измеряться по наименьшему расстоянию между ее торцами, толщина — в любом месте, но не ближе 380 мм от торцов, ширина верхней и нижней пластей — в самом узком месте на участках длиной 400 мм, отстоящих на расстоянии 380 мм от торцов шпалы

3.3 Размеры шпалы измеряют металлической рулеткой по ГОСТ 7502 или металлической линейкой по ГОСТ 427.

3.4 Контроль предпропиточной влажности древесины шпал — по ГОСТ 20022.14.

4. Транспортирование и хранение.

4.1 Транспортирование шпал производится всеми видами транспорта в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на соответствующем виде транспорта. Размеры пакетов — по ГОСТ 16369.

4.2 Хранение шпал должно производиться в соответствии с ГОСТ 9014.0 и требованиями к пропитке древесины на шпалопропиточных заводах.

Стандартные размеры деревянной жд шпалы

Железнодорожные шпалы, как и множество других стандартных изделий из древесины, имеют свои стандартные размеры, которые широко распространены и используются в разных странах. Эти стандарты необходимы для того, чтобы деревянные шпалы и размеры их соответствовали требованиям международного взаимодействия и правилам транспортного соединения.

Какие бывают шпалы

В ЖД транспорте сегодня использование деревянных конструкций не настолько хорошо развито, как использование железобетонных конструкций, но большинство временных железнодорожных путей составляют именно из древесины. Она подходит лучше всего благодаря легкости укладки, кроме того вес таких конструкций позволяет намного больше и быстрее транспортировать их к месту назначения для использования.

Каждая шпала имеет определенные параметры, которые соответствуют стандартам согласно ГОСТ 78-2004 — документу, принятому в Минске для всего СНГ.

Среди параметров этих деревянных конструкций главными являются следующие:

  • длина;
  • нижняя ширина;
  • верхняя ширина;
  • высота пропилов.

Кроме этих параметров также определяют типы и формы шпал. Согласно классификации и государственному стандарту определяют три типа этой деревоконструкции для ЖД. Есть также несколько особенностей, обусловливающих обработку шпал, о которых также будет описана ниже.

Типы, формы и стандарты

Из трех типов, которые используется сегодня в странах СНГ, известны следующие:

  • для основных путей железнодорожного движения (1 тип);
  • для установки на станциях и на подъездных участках (2 тип);
  • для использования на промышленных объектах и предприятиях (3 тип).

Стоит отметить, что все типы имеют одинаковую длину, которая составляет 2750 миллиметров.

Для первого типа, на котором размещают обычно основную железную дорогу, характерны следующие размеры. При толщине 180 миллиметров, нижняя и верхняя ширины соответственно составляют 250 и 210 миллиметров.

Второй тип, который используется на станционных участках или подъездах к ним, на 20 миллиметров уже и настолько же ниже для этого типа высота пропила. Соответственно толщина составила 160 миллиметров, а пропилы сделаны высотой 130 миллиметров. При этом показатели ширины снизу и сверху у этого типа составляет 230 и 195 миллиметров соответственно.

Шпалы третьего типа самые тонкие, толщина их составляет 150 миллиметров. При этом высота пропила — 105 миллиметров. Ширина снизу для 3 типа такая же, как и для 2, а сверху она на 5 миллиметров уже. Показатели ширины составляет соответственно 230 и 190 миллиметров.

Кроме указанных линейных размеров железнодорожные конструкции из дерева в странах СНГ также отличают по форме:

  • самой распространенной из всех форм считается обрезная, в основе сечение которой находится правильный квадрат;
  • существует также вид полуобрезной шпалы, для которой характерно отсутствие одного из углов;
  • необрезная шпала имеет особенность — ее противоположные грани прорезаются с обеих сторон; это характерно для шпалы б/у.
Читать еще:  8 советов по выбору остекления для панельного дома

Зависимость веса от технологии производства

Чтобы определить вес деревянной шпалы нужно исходить из 2 параметров. Благодаря стандартным размерам толщины, ширины и длины обычно легко сосчитать объем этого деревянного элемента.

Таким образом первый тип шпалы имеет объем 123,7 дм³, а второй тип — 101,2 дм³.

Эти показатели объема приблизительные, поскольку для ширины нижней пласти шпалы допускаются отклонения до 5 миллиметров. Это же касается показателей толщины и длины, для которых при этом допустимые отклонения составляют 5 и 20 мм соответственно.

Важно знать, что структура древесины, а также ее плотностные и качественные характеристики должны сохраняться после обработки, которая обязательно проводится перед их использованием. Это обработка включает в себя антисептическую обработку и пропитку влагостойким составом.

Зная объем и породу дерева, из которого сделана шпала, можно определить приблизительно, сколько она должна весить. Для этого нужно определить плотность древесины после обработки.

На характер железнодорожной шпалы из древесины влияет вполне объяснимый фактор: из-за разного количества на различных территориях тех или иных пород дерева, в отдельных странах СНГ допускается использование для деревянного железнодорожного покрытия нескольких твердых пород.

Изготовление шпал

В изготовлении шпал используются абсолютно разные породы — от красного клена до дуба, от бука до эвкалипта, от сибирской лиственницы до хвойных пород. Поэтому вес деревянной конструкции однозначно определить тяжело, не зная породы дерева, из которой она состоит, поскольку стандартизированы только общие размеры.

Если по форме можно определить объем опоры, то плотность определяется именно породой дерева и характером обработки. Шпалы при этом не изменяют своих характеристик, поскольку их обрабатывают специальными методами.

В отдельной камере, заполненной креоазотом, а также продуктами нефтепереработки шпалы прокалывают и содержат так для того, чтобы они пропитались влагоотталкивающими веществами. Процесс осуществляется в вакуумной среде, благодаря чему после пропитки лишние составы удаляются.

Для того, чтобы завершить производство железнодорожной шпалы, используют просушку, которая дает в результате водно-дисперсную поверхность. Не исключено также использование в процессе изготовления и других пропиток.

ГОСТ 78-2004 Шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи. Технические условия.

ШПАЛЫ ДЕРЕВЯННЫЕ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ШИРОКОЙ КОЛЕИ

Технические условия

Wooden sleepers for full gauge railways. Specifications

Дата введения 2006-01-01

1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации МТК 82 «Лесоматериалы круглые», Государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ГУП ВНИИЖТ) МПС России и Открытым акционерным обществом «Иркутский научно-исследовательский институт лесной промышленности» (ОАО «Иркутск-НИИЛП»)

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 25 от 26 мая 2004 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны

по МК (ИСО 3166) 004-97

по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2004 г. N 124-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 78-2004 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2006 г.

5 ВЗАМЕН ГОСТ 78-89

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на деревянные шпалы, используемые при строительстве, эксплуатации и ремонте пути железных дорог колеи 1520 мм.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.034-84 Система стандартов безопасности труда. Работы по защите древесины. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.3.042-88 Система стандартов безопасности труда. Деревообрабатывающее производство. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 2140-81 Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения

ГОСТ 6782.1-75 Пилопродукция из древесины хвойных пород. Величина усушки

ГОСТ 6782.2-75 Пилопродукция из древесины лиственных пород. Величина усушки

ГОСТ 7502-98 Рулетки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 16369-96 (ИСО 4472-83) Пакеты транспортные лесоматериалов. Размеры

ГОСТ 16588-91 (ИСО 4470-81) Пилопродукция и деревянные детали. Методы определения влажности

ГОСТ 18288-87 Производство лесопильное. Термины и определения

ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции

ГОСТ 20022.0-93 Защита древесины. Параметры защищенности

ГОСТ 20022.14-84 Защита древесины. Методы определения предпропиточной влажности

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 шпала: По ГОСТ 18288.

3.2 обрезная шпала: По ГОСТ 18288.

3.3 полуобрезная шпала: Шпала в виде трехкантного бруса.

3.4 необрезная шпала: По ГОСТ 18288.

3.5 непропитанная шпала: Шпала, не обработанная защитными средствами.

3.6 пропитанная шпала: Шпала, обработанная защитными средствами.

3.7 глубоконаколотая шпала: Шпала, подвергнутая специальной обработке путем глубокой наколки с целью увеличения глубины пропитки защитными средствами.

3.8 верхняя пласть шпалы: Пропиленная продольная поверхность шпалы, имеющая меньшую ширину.

3.9 нижняя пласть шпалы: Пропиленная продольная поверхность шпалы, имеющая большую ширину.

3.10 боковая сторона шпалы: Пропиленная продольная боковая поверхность шпалы.

3.11 обзольная часть шпалы: Непропиленные участки поверхности шпалы по верхней пласти и боковой стороне.

4 Основные типы и размеры

4.1 Форма поперечного сечения шпал приведена на рисунках 1-3.

4.2 По размерам поперечного сечения шпалы изготовляют трех типов в зависимости от назначения:

I — для главных путей 1-го и 2-го классов*, а также для путей 3-го класса при грузонапряженности более 50 млн. т·км брутто/км в год при скоростях движения поездов более 100 км/ч;

* Классификация железнодорожных путей приведена в соответствии с Положением о системе ведения путевого хозяйства на железных дорогах Российской Федерации, утвержденным Министерством путей сообщения 27 апреля 2001 г.

II — для главных путей 3-го и 4-го классов, подъездных путей с интенсивной работой, приемо-отправочных и сортировочных путей на станциях;

III — для любых путей 5-го класса, в том числе станционных, малодеятельных подъездных и прочих путей с маневрово-вывозным характером движения.

4.3 Размеры шпал в зависимости от типов должны соответствовать указанным в таблице 1.

Размеры в миллиметрах

Высота пропиленных боковых сторон
h1, не менее

Ширина верхней пласти

1 Допускаются шпалы шириной нижней пласти для I типа — 230 мм, II и III типов — 250 мм в количестве не более 10% в партии.

2 Ширина b2 необрезных шпал должна быть не более 280 мм.

4.4 Размеры шпал установлены для древесины влажностью не более 22%. При большей влажности размеры должны быть увеличены на припуск на усушку по ГОСТ 6782.1 — для шпал, изготовляемых из хвойных пород древесины, и по ГОСТ 6782.2 — из лиственных пород древесины.

5 Технические требования

5.1 Верхняя и нижняя пласти шпал должны быть взаимно параллельны. Непараллельность пластей и боковых сторон допускается по нормам предельных отклонений по толщине и ширине шпалы соответственно. Боковые стороны должны быть взаимно параллельны и перпендикулярны к верхней и нижней пластям.

5.2 Торцы шпал должны быть опилены перпендикулярно к продольной оси. Скос пропила торцов шпал по отношению к продольной оси не должен быть более 20 мм по толщине и ширине.

5.3 Обзольные участки шпал должны быть очищены от коры и луба.

Читать еще:  Анкер забивной – назначение, особенности применения

5.4 Сучки и ребристая закомелистость на непропиленных поверхностях должны быть срезаны вровень с поверхностью шпалы, при этом срез может быть плоским.

5.5 Зарубы и запилы не допускаются на верхней пласти шпал в зонах укладки подрельсовых подкладок и на остальных поверхностях при минимальных размерах высоты пропиленных боковых сторон, в остальных случаях не должны быть более 20 мм глубиной и более 40 мм шириной.

5.6 Шпалы до укладки в путь должны быть пропитаны маслянистыми защитными средствами. Качество пропитки шпал, а также нормы поглощения защитных средств должны соответствовать требованиям ГОСТ 20022.0, ГОСТ 20022.5.

5.7 Шпалы перед пропиткой должны быть глубоконаколотыми. По согласованию с потребителем шпалы могут быть ненаколотыми.

5.8 После сушки перед пропиткой шпалы должны быть укреплены от растрескивания одним из способов в соответствии с требованиями технологических процессов пропитки шпал на шпалопропиточных заводах и инструкции по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520 мм. По согласованию с потребителем шпалы могут быть без укрепителей.

5.9 Шпалы следует изготовлять из древесины сосны, ели, пихты, лиственницы и березы.

5.10 Влажность древесины шпал при изготовлении не нормируется.

5.11 Качество древесины шпал должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

Норма ограничения пороков древесины

Допускаются размером не более 60 мм в зонах укладки подкладок, на остальных поверхностях — не более 110 мм

Допускаются размером не более 10 мм в зонах укладки подкладок, на остальных поверхностях — не более 60 мм

Допускаются размером не более 25 мм в количестве 3 шт. на шпалу, кроме зон укладки подкладок

2 Двойная сердцевина

3 Ядровая, заболонная и наружная трухлявая гнили

4 Грибные ядровые пятна (полосы)

Допускаются размером не более 25% соответствующей площади торцов, пластей и боковых сторон

Допускается размером не более торца с выходом только на боковые стороны размером до толщины шпалы

6 Глубокая червоточина

Допускается в количестве до 6 шт. на 1 м длины шпалы

Допускается протяженностью по торцу не более толщины или ширины шпалы без выхода на верхнюю пласть

Допускается глубиной до 40 мм без выхода на верхнюю пласть. Не допускается при наличии метиковой трещины

Допускается на торцевых поверхностях не более толщины шпалы без выхода на остальные поверхности

от усушки боковая

Допускается длиной не более 700 мм каждая

от усушки сквозная

Допускается протяженностью по длине шпалы не более 100 мм

8 Наклон волокон

Допускается не более 10%

Не допускается в зонах укладки рельсовых подкладок, на остальных поверхностях допускается размером не более: 100 мм — по длине; 50 мм — по ширине; 20 мм — по глубине

Допускается по пропиленным пластям со стрелой прогиба не более 10 мм

Допускается не более половины нормы простой покоробленности

1 Пороки древесины по ГОСТ 2140, не указанные в таблице 2, допускаются.

2 Зоны укладки рельсовых подкладок длиной (400±5) мм располагают на расстоянии от 415 до 815 мм от каждого торца шпалы.

5.12 Непропитанные шпалы должны быть рассортированы по каждому типу отдельно и по породам:

— еловые и пихтовые;

Глубоконаколотые и укрепленные от растрескивания шпалы рассортировывают отдельно.

Пропитанные шпалы рассортировывают по типам.

5.13 Непропитанные шпалы должны быть маркированы в соответствии с таблицей 3.

5.14 Маркировка должна позволять идентифицировать предприятие-изготовитель.

Маркировка должна быть четкой и нанесена клеймением или стойкой краской на один из торцов шпалы.

Маркировка шпал после пропитки не возобновляется.

Маркировка, соответствующая типу, породе и виду обработки шпал

Вес и размер стандартной пропитанной деревянной железнодорожной шпалы

При строительстве частного или дачного дома порой используются необычные стройматериалы. Полезно знать стандартный размер и вес железнодорожной деревянной пропитанной шпалы, которая бывает 1, 2 и 3 типа.

Типы изделий

В чем разница между видами? В назначении.

  1. Шпала 1 типа предназначена для главных путей.
  2. 2-го — для станционных (как вариант — для подъездных) путей.
  3. 3 вид используется в обустройстве подъездных путей заводов и промышленных предприятий с малой вагонной нагрузкой.

Достоинства этого вида древесины

Чем привлекателен этот необычный материал для частного застройщика?

  1. Он дешевый, ибо приобретаются обычно изделия б/у.
  2. Хорошо держит любой крепежный элемент.
  3. Пропитанное железнодорожное деревянное изделие отлично выдерживает множество циклов «мороз-тепло-мороз» без визуальных разрушений.
  4. Материал гибкий, хорошо справляется с динамическими нагрузками.

В производстве этот пиломатериал изготавливается только из древесины хвойных пород.

Стандартный размер шпалы деревянной железнодорожной

Стандартные геометрические размеры пропитанной деревянной железнодорожной шпалы регламентируются ГОСТ 78-2004. Конкретные значения размеров можно взять из этой таблицы ниже.

Антисептируются изделия, как правило, каменноугольным маслом (креозотом), предназначенным для пропитки древесины, согласно ГОСТ 2770-74.

Автоклавная пропитка осуществляется по нормативам ГОСТ 20022.5-93 маслянистыми средствами защиты.

Вес железнодорожной деревянной шпалы

Веса пропитанных пиломатериалов таковы:

Еще два слова о пропитке. Глубина пропитки стандартной шпалы обычно равна 5 мм по всей поверхности. Сам процесс пропитки осуществляется в специальных автоклавах с применением методики «давление-давление-вакуум».

Как видно, вес изделий позволяет без проблем применять их в строительстве коттеджа или дачного дома. При необходимости работать с ними может и один человек.

Применение шпал в частном строительстве

Почему вообще возникает потребность их применения? Как правило, не блестящее материальное положение принуждает застройщика искать альтернативный материал для строительства.

  1. Железнодорожная пропитанная деревянная шпала очень часто используется частников в качестве бруса из-за оптимальных размеров и подходящего веса.
  2. Некоторые предприимчивые хозяева строят отдельные сооружения целиком из шпал. В таких домах тепло зимой и прохладно в летний зной, т.к. у этого стройматериала подходящая теплоемкость. Он не подвержен «болезням» обычных пиломатериалов: нашествию грибка, насекомых или гниению.
  3. Еще вариант в применении шпалы — она распиливается на доски, идущие впоследствии на облицовку внешних или внутренних поверхностей сооружения. Размер и вес позволяет производить распиловку.

Недостатки изделия

У рассматриваемого пиломатериала есть и явный недостаток. Это неприятный запах из-за фенольных испарений, содержащихся в креозоте. Запах, конечно, со временем выветривается (в течение примерно 50 лет), но обычно приходится принимать необходимые меры для его локализации. К ним относятся следующие:

  • изоляция пропитанных деталей полиэтиленом;
  • облицовка сайдингом;
  • штукатурка стен;
  • облицовка кирпичом.

Порой эти меры не действенны. И поэтому шпалы в качестве строительного материала для жилого дома почти не используются.

Они чаще идут на сооружение хозяйственных построек (бань, сараев, хозблоков). При строительстве этих объектов они неплохи как стройматериал, учитывая подходящий вес и размеры стандартной железнодорожной пропитанной деревянной шпалы.

Шпалы деревянные пропитанные тип I ГОСТ

Уточнить наличие товара на складе, а так же задать интересующий вопрос можете по телефону.

+7 (351) 235-10-23 пн-пт: с 9:00 до 18:00

Описание

Шпала деревянная хвойных пород ГОСТ 78-2004 тип 1 размер 2750х250х180, автоклавной пропитки креозотом, глубина пропитки не менее 5 мм. Предназначена для укладки на главные и приемо-отправочные пути.

Для того, чтобы продлить срок службы деревянных шпал, их обрабатывают специальным образом применяя при этом каменноугольные масла или антисептики для обработки шпал.

Данный вид шпал намного меньше подвержены гниению, но они после обработки все равно сохраняют одно из самых важных свойств – хорошие сцепление с балластом из щебня и низкую чувствительность в перепадам температур.

Читать еще:  Стопорные шайбы или как закрепить болтовое соединение

Средний срок службы деревянных шпал от 7 до 40 лет.

Если вы не знаете, где купить шпалы, то наша компания — это то, что вы искали! Обращайтесь к нам и вы не пожалеете о своем выборе.

Технические характеристики

ХарактеристикаЗначение
Толщина h, мм180 ± 5
Высота пропиленных боковых сторон h1, мм150
Ширина верхней плоскости b, мм180
Ширина верхней плоскости b’, мм210
Ширина нижней плоскости b1, мм250 ± 5
Длина L, мм2750 ± 20

Высота пропиленных боковых сторон, мм

Верхняя и нижняя пласти шпал взаимно параллельны. Непараллельность пластей и боковых сторон допускается по нормам предельных отклонений по толщине и ширине шпалы соответственно. Боковые стороны должны быть взаимно параллельны и перпендикулярны к верхней и нижней пластям.

Торцы шпал опилены перпендикулярно к продольной оси. Скос пропила торцов шпал по отношению к продольной оси не должен быть более 20 мм по толщине и ширине.

Обзольные участки шпал очищены от коры и луба.

Сучки и ребристая закомелистость на непропиленных поверхностях срезаны вровень с поверхностью шпалы, при этом срез может быть плоским.

Зарубы и запилы не допускаются на верхней пласти шпал в зонах укладки подрельсовых подкладок и на остальных поверхностях при минимальных размерах высоты пропиленных боковых сторон, в остальных случаях не должны быть более 20 мм глубиной и более 40 мм шириной.

Шпалы до укладки в путь пропитаны маслянистыми защитными средствами. Качество пропитки шпал, а также нормы поглощения защитных средств соответствует требованиям ГОСТ 20022.0 , ГОСТ 20022.5 .

После сушки перед пропиткой шпалы укреплены от растрескивания одним из способов в соответствии с требованиями технологических процессов пропитки шпал на шпалопропиточных заводах и инструкции по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520 мм. По согласованию с потребителем шпалы могут быть без укрепителей.

Шпалы следует изготовлять из древесины сосны, ели, пихты, лиственницы и березы.

Влажность древесины шпал при изготовлении не нормируется.

Качество древесины шпал соответствует требованиям, указанным в таблице:

Пороки древесины по ГОСТ 2140

Норма ограничения пороков древесины

Допускаются размером не более 60 мм в зонах укладки подкладок, на остальных поверхностях — не более 110 мм

Допускаются размером не более 10 мм в зонах укладки подкладок, на остальных поверхностях — не более 60 мм

Допускаются размером не более 25 мм в количестве 3 шт. на шпалу, кроме зон укладки подкладок

2 Двойная сердцевина

3 Ядровая, заболонная и наружная трухлявая гнили

4 Грибные ядровые пятна (полосы)

Допускаются размером не более 25% соответствующей площади торцов, пластей и боковых сторон

Допускается размером не более торца с выходом только на боковые стороны размером до толщины шпалы

6 Глубокая червоточина

Допускается в количестве до 6 шт. на 1 м длины шпалы

Допускается протяженностью по торцу не более толщины или ширины шпалы без выхода на верхнюю пласть

Допускается глубиной до 40 мм без выхода на верхнюю пласть. Не допускается при наличии метиковой трещины

Допускается на торцевых поверхностях не более толщины шпалы без выхода на остальные поверхности

от усушки боковая

Допускается длиной не более 700 мм каждая

от усушки сквозная

Допускается протяженностью по длине шпалы не более 100 мм

8 Наклон волокон

Допускается не более 10%

Не допускается в зонах укладки рельсовых подкладок, на остальных поверхностях допускается размером не более: 100 мм — по длине; 50 мм — по ширине; 20 мм — по глубине

Допускается по пропиленным пластям со стрелой прогиба не более 10 мм

Допускается не более половины нормы простой покоробленности

1 Пороки древесины по ГОСТ 2140 , не указанные в таблице 2, допускаются.

2 Зоны укладки рельсовых подкладок длиной (400±5) мм располагают на расстоянии от 415 до 815 мм от каждого торца шпалы.

Шпалы деревянные железнодорожные

В качестве опоры для рельсов различного назначения применяют изделия, называемые шпалами. Для их изготовления применяют следующие материалы: бетон, дерево, металл, современные синтетические материалы. Наиболее дешёвыми в производстве считаются деревянные шпалы. Они первыми применялись для прокладки железнодорожных путей. Деревянные шпалы обладают рядом преимуществ, которые позволяют использовать их достаточно широко. Их используют для крепления рельс на главных и второстепенных путях. Для производства применяют различные сорта древесины. От этого зависит технология производства и конечная стоимость. В настоящее время им на смену пришли шпалы железнодорожные из других материалов. Однако деревянные изделия по-прежнему применяются в различных сферах.

Классификация по типам

В современной стандартизации деревянные шпалы классифицируются по следующим признакам:

  • форме изготовления (обрезная, полуобрезная, необрезная);
  • качеству;
  • наличию пропитки (пропитанная или непропитанная);
  • сфере применения

По первому признаку деревянные шпалы могут иметь дополнительный признак. К нему относятся так называемые глубоко наколотые брусы. На поверхности такая железнодорожная шпала имеет специальные насечки, которые способствуют более глубокому проникновению антисептической жидкости. По качеству деревянные шпалы выпускаются двух сортов. Изделия первого сорта применяются на наиболее важных участках дороги. Шпалы второй сорт устанавливают на второстепенных путях.

По третьему и четвёртому признаку деревянные шпалы делятся на типы. 1-ый тип используется для главных путей первого и второго класса. Их разрешается применять для путей третьего класса с грузонапряжённостью превышающей 50 млн. т×км брутто/км. Обычно это шпала пропитанная тип 1. 2 тип разрешён для установки на главные пути третьего и четвёртого класса, подъездных и сортировочных путей. Третий тип применяется для любых путей пятого класса.

Габаритные размеры и вес деревянных шпал ЖД

В принятом стандарте установлены геометрические размеры деревянной шпалы. Для всех типов установлена длина шпал равна 2750 мм. Разрешённый допуск составляет 20 мм. Вес деревянной шпалы будет зависеть от остальных размеров. Высота варьируется от 150 мм для первого типа до 105 мм для третьего. Ширина определяется по форме, конструкции.Эти параметры определяют назначение железнодорожной шпалы и условий её эксплуатации. Сколько весит ЖД вариант зависит от всех перечисленных параметров. После пропитки вес незначительно увеличивается. Вес одной шпалы зависит от её конструкции. Масса шпалы деревянной первого типа равна 85 кг. Она должна выдерживать самые большие нагрузки. Вес второго типа не превышает 80 кг. Размеры деревянных шпал в стандарте заданы с учётом состояния древесины. Влажность не должна превышать двадцать два процента. Поэтому размеры шпалы могут отличаться в одной партии, но в пределах допуска. Перед началом производства задают габариты будущих изделий. Особое внимание уделяется такому параметру толщина. Она должна быть постоянной по всей длине.

Размеры ЖД шпалы по ГОСТу

Геометрические характеристики (размеры шпал) и классификация приводится на основании требований установленных государственным стандартом. Например, ГОСТ 78-2004 шпалы деревянные для железных дорог широкой колеи, объединяет все характеристики, готовых изделий. Для специальных путей разработаны свои стандарты. ГОСТ 22830-77 шпалы деревянные для метрополитена уточняет отдельные параметры необходимые для их эксплуатации в этих специфических условиях. Каждый стандарт согласован с другими руководящими документами, согласованными с правилами эксплуатации различных путей. На деревянные шпалы ГОСТ накладывает определённые ограничения по области их применения. Особое внимание уделяется выбору покрытия, которое наносится на поверхность для улучшения их технических характеристик.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector