Yoga-mgn.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подшипники упорные шариковые — описание и размеры

Подшипники шариковые упорные однорядные и двойные

Основным предназначением упорных подшипников является восприятие осевых нагрузок. Поскольку ввиду особенностей конструкции способность восприятия центробежных усилий дорожками качения при движении по ним шариков весьма ограничена, то они могут обеспечивать только намного более низкую частоту вращения деталей, чем остальные типы шарикоподшипников.

Радиальная нагрузка упорными подшипниками не воспринимается, и поэтому в тех механизмах и агрегатах, где она имеет место помимо осевой нагрузки, в дополнение к ним следует монтировать радиальные подшипники.

Шариковые упорные подшипники однорядные имеют разборную конструкцию. В их состав входит два стальных кольца, которые устанавливаются следующим образом: одно из них монтируется с натягом на вал (это делается во избежание проскальзывания), а второе размещается свободно. Такая конструкция исключает возникновение трения между «свободным» кольцом и валом.

Оба кольца имеют канавками, задающие направление шарикам или роликам которые вместе с сепаратором так же являются частью конструкции.

Сепараторы, которыми снабжаются упорные подшипники, изготавливаются или методом штамповки из листовой стали, или иным способом из таких материалов, как бронза, обычная или специальная антифрикционная сталь.

Подшипники шариковые упорные однорядные

Тип 8000

Тип 8000Н

Одинарные подшипники типа 8000 предназначены для эффективного восприятия осевых нагрузок в одном направлении.

Для того чтобы воспринимать осевые нагрузки, которые действуют в обоих направлениях, применяются двойные подшипники типа 38 000. Они оснащены тремя кольцами: двумя крайними, свободно монтируемыми в корпусе, и средним, так называемым «тугим», устанавливаемым на валу.

Чаше всего упорные подшипники находят применение в домкратах, различных поворотных устройствах, фрезерных и токарных станках (например, в конструкции их червячных передач и шпинделей, а также вращающихся центров).

Кроме того, упорные шарикоподшипники нередко можно встретить в узлах крепления валов глобоидных передач, системах сцепления транспортных средств, опорах колонн поворотных кранов. В конструкции упорных подшипников нередко применяются подкладные кольца, имеющие сферическую форму.

Подшипники шариковые упорные двойные

Тип 38000

Тип 38000Н

Упорные шариковые подшипники с подкладными кольцами

Тип 28000 Тип 18000

Упорные роликоподшипники

Основной отличительной особенностью упорных роликоподшипников является их способность выдерживать серьезные осевые нагрузки, а некоторые их типы устойчивы и к небольшим радиальным.

Упорные роликовые подшипники имеют невысокую быстроходность, и поэтому в тех устройствах, где наличествуют и существенные осевые нагрузки, и большая частота вращения, вместо них используются имеющие большой угол контакта радиально-упорные подшипники.

Чаще всего упорные роликовые подшипники применяются в отдельных видах нефтедобывающего оборудования, а также в механизмах некоторых металлорежущих станков, глобоидных редукторах, толкателях и нажимных устройствах прокатных станов.

Примеры обозначения упорных шарикоподшипников

Одинарный упорный шариковый подшипник серии диаметров 2,
серии высот , с диаметром отверстия 25 мм:

Подшипник 8205 ГОСТ 7872–89

Подшипник 8205H ГОСТ 7872–89

Для двойного подшипника аналогично:

Подшипник 38205 ГОСТ 7872–89

Подшипник 38205Н ГОСТ 7872–89

Подшипники упорные с самоустанавливающимся кольцами

Однорядный упорный шарикоподшипник без подкладного кольца, серии диаметров 2,
серии высот , с диаметром отверстия 60 мм:

Подшипник 28212 ГОСТ 7872–89

Для подшипника с подкладным кольцом аналогично:

Упорные шарикоподшипники

Эти подшипники предназначены для осевых нагрузок. Их кольца расположены рядом, а не одно в другом. Шарики катятся между кольцами.

ОбозначениеГабариты (мм)
dDB
511001024
511011226
511021528
511031730
511042035
511052542
511063047
511073552
511084060
511094565
511105070
511115578
511126085
511136590
511147095
5111575100
5111680105
5111785110
5111890120
51120100135
51122110145
51124120155
51126130170
51128140180
51130150190

Упорные шарикоподшипники воспринимают преимущественно осевые нагрузки и обеспечивают требуемое положение частей конструкции в продольном направлении. Их отличие от других типов подшипников состоит в том, что кольца имеют одинаковый диаметр, а шарики катятся по дорожкам качения, расположенным на внутренних торцах колец. Внешние торцы колец, через которые упорный подшипник соединяется с прилегающими элементами конструкции, называются седлами. Упорные шариковые подшипники классифицируются по профилю дорожек качения, которые могут быть плоскими или желобчатыми.

Подшипники с канавками качения и плоским седлом являются наиболее широко распространенным типом упорных шарикоподшипников. Они содержат две шайбы с желобами, одна из которых устанавливается на вал, а другая – в посадочное гнездо, а также расположенную между шайбами шарико-сепараторную сборку.

Подшипники с плоскими дорожками качения и плоским седлом состоят из двух плоских шайб, разделенных сепаратором с шариками. Такая сборка воспринимает осевые нагрузки, не ограничивая колебания или изгиб вала. Подшипники данного типа наиболее приспособлены к небольшим нагрузкам, их грузоподъемность примерно в 3 раза ниже, чем у аналогичных упорных подшипников с канавками.

Существуют также специальные разновидности упорных шарикоподшипников, например, с уплотнениями и со сферическим подкладным кольцом. В подшипниках с уплотнениями зазор между кольцами закрыт с наружной стороны встроенными уплотнениями. Они широко применяются в случаях, когда подшипник должен быть защищен от внешнего загрязнения, или если к кольцам подшипника приложено некоторое раздвигающее усилие.

Подшипники со сферическим подкладным кольцом и канавками качения могут быть одинарными или двойными. Одинарный упорный шариковый подшипник состоит из двух шайб с плоским седлом, одна из которых имеет сферическую внешнюю поверхность, и сепаратора с шариками. Сферическая шайба устанавливается на сферическое подкладное кольцо. Такая конструкция компенсирует перекос вала, вызванный его изгибом или неточной установкой, и обеспечивает равномерное распределение нагрузок в подшипнике. Подкладное кольцо изготавливается из мягкого материала для плотной посадки после приработки. Двойной упорный шарикоподшипник имеет два комплекта шариков с сепаратором и выдерживает осевые нагрузки в обоих направлениях.

Упорные шарикоподшипники используются в плунжерных насосах, бабках токарных станков, при установке вертикальных валов и во многих других механизмах, где на подшипник воздействует чисто осевая нагрузка.

Цены на подшипники

Сравнение цен на подшипники разных марок

3200 (5200), 3300 (5300)

Подшипники шариковые радиально-упорные двухрядные

Характерной особенностью изделий этой серии является возможность одновременного восприятия радиальных и осевых нагрузок, причем последних, за счет двух рядов тел качения, в обе стороны. Не следует путать их с самоустанавливающимися (которые также имеют два ряда шариков, но одну общую сферическую дорожку качения на наружном кольце и вращающийся в разные стороны сепаратор). Эти же фактически представляют собой два радиально-упорных подшипника, скомплектованных по схеме «О» (спина к спине) с углом контакта 30°.

Изделия серии комплектуются сепаратором из стеклонаполненного полиамида (могут эксплуатироваться при температуре до 120°С), стали или латуни (до 150°С).

Размеры импортных подшипников устанавливаются по DIN 628-3 и ISO 15:1998. Размеры канавок — ISO 464:1995, допуски — ISO:492:2002.

Фото открытый
Фото закрытый
Чертеж

Описание

Шариковые радиально-упорные двухрядные подшипники могут выпускаться открытыми (дополнительных обозначений нет), либо закрытыми с внесенной на производстве пластической смазкой. В этом случае справа от номера стоят дополнительные обозначения:
— ZZ или 2Z — металлические шайбы (планки) с двух сторон;
— 2RS, 2RSH, 2RS1, 2RSR, EE, LL (в зависимости от производителя) — двустороннее уплотнение из каучука, армированное листовой сталью («резиновые крышки»).

Другие обозначения в номерах:
— N — канавка для крепления стопорного кольца, NR — с уже установленным;
— M — латунный сепаратор;
— TVH, TV, ATN9, TNG — сепаратор из полиамида (в зависимости от производителя);
— BD — (обозначение модифицированной внутренней конструкции у некоторых производителей); Также буква D у изделий 3300 может означать подшипник особой серии, разборный, с углом контакта 45°;
— A — отсутствие пазов для ввода шариков;
— MT33 — литиевая пластическая смазка с антикоррозийными свойствами.

Важной особенностью шариковых подшипников качения является группа радиального зазора. Если указано С3 или С4 — зазор увеличен («прослабленные»), такие модификации используются в узлах с высокой температурой (зазор нужен, так как сталь расширяется и увеличивается трение).

Аналоги

Импортные аналоги

Для обозначения подшипников этой серии могут применяться два разных номера — в качестве первой буквы 3 или 5 (то есть, например подшипник 3205 = 5205). Первая система принята у европейских производителей, вторая — у японских и американских. Хотя по теории некоторые различия в указанных маркировках есть (в закрытые подшипники серии 5200 должна закладываться высокотемпературная смазка), на практике ими обычно можно пренебречь.

Отечественные аналоги

Согласно принятой в России, как правопреемнице СССР, системе условных обозначений подшипники серии имеют маркировку 3056200 и 3056300 и выпускаются только открытого типа. Впрочем, в последнее время данная маркировка применяется на изделиях китайского производства «под Россию», которые могут иметь заглушки.

Каталог шариковых радиально-упорных двухрядных подшипников по размерам

(для того, чтобы узнать цену на разные марки перейдите на описание конкретного типа).

НомерВнутренний диаметр, dНаружный диаметр, DШирина, B
3200 (5200)103014
3201 (5201)123215,9
3202 (5202)153515,9
3302 (5302)154219
3203 (5203)174017,5
3303 (5303)174722,2
3204 (5204)204720,6
3304 (5304)205222,2
3205 (5205)255220,6
3305 (5305)256225,4
3206 (5206)306223,8
3306 (5306)307230,2
3207 (5207)357227
3307 (5307)358034,9
3208 (5208)408046,6
3308 (5308)409062,7
3209 (5209)458530,2
3309 (5309)4510039,7
3210 (5210)509030,2
3310 (5310)5011044,4
3211 (5211)5510033,3
3311 (5311)5512049,2
3212 (5212)6011036,5
3312 (5312)6013054
3213 (5213)6512038,1
3313 (5313)6514058,7
3214 (5214)7012539,7
3314 (5314)7015063,5
3215 (5215)7513041,3
3315 (5315)7516068,3
3216 (5216)8014044,4
3316 (5316)8017068,3
3217 (5217)8515049,2
3317 (5317)8518073
3218 (5218)9016052,4
3318 (5318)9019073
3219 (5219)9517046
3319 (5319)9520077,8
3220 (5220)10018060,3
3320 (5320)10021582,6
3222 (5222)11020069,8
3322 (5322)11024092,1

Изделия этой серии средних размеров применяются часто и являются достаточно «ходовыми», поэтому их можно купить из складского наличия не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в торгующих компаниях небольших городов и даже в магазинах. Следует иметь в виду, что конструкция этих подшипников достаточно сложная и устанавливаются они в узлы, где возможны серьезные комбинированные нагрузки, поэтому они крайне чувствительны к качеству (гораздо больше, чем, к примеру, шариковые радиальные подшипники). Лучше всего приобретать подшипники этой серии известных производителей у проверенных поставщиков.

Подшипники упорные шариковые — описание и размеры

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ
РАДИАЛЬНО-УПОРНЫЕ СДВОЕННЫЕ

ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ

Стандартинформ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Типы и основные размеры

Dyplexed angular contact ball bearings. Types and boundary dimensions

Взамен ГОСТ 832-66

Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 июня 1978 г. № 1713 дата введения установлена

Снято ограничение срока действия Постановлением Госстандарта СССР от 11.12.85 № 3907

1 . Настоящий стандарт распространяется на сдвоенные радиально-упорные шариковые подшипники, предназначенные для фиксации вала и корпуса в радиальном и осевом направлениях.

2 . Стандарт устанавливает типы подшипников в зависимости от углов контакта, указанных в табл. 1 .

Угол контакта a *

Схема комплектации подшипников

Комплект двустороннего осевого действия

Наружные кольца обращены друг к другу широкими торцами

Внутренние кольца обращены друг к другу узкими торцами

Наружные кольца обращены друг к другу узкими торцами

Внутренние кольца обращены друг к другу широкими торцами

Комплект одностороннего осевого действия

Наружные кольца обращены друг к другу разноименными торцами

Внутренние кольца обращены друг к другу разноименными торцами

* a — угол контакта, равный углу между линией действия результирующей нагрузки на тело качения и плоскостью, перпендикулярной оси подшипника.

3 . Основные размеры и обозначения сдвоенных подшипников после монтажа должны соответствовать указанным в табл. 2 — 6 .

Схема комплектации подшипников

Чертеж сдвоенного подшипника после монтажа

Комплекты подшипников фиксируют вал и корпус в обоих осевых направлениях

Комплекты подшипников воспринимают комбинированные, двусторонние осевые, а также радиальные нагрузки

Комплекты подшипников типов 236000, 236000K, 246000 и 266000 обеспечивают более жесткую угловую фиксацию вала, чем соответствующие им подшипники типов 366000, 336000K, 346000, 336000

Комплекты подшипников фиксируют вал в одном осевом направлении

Особолегкая серия диаметров 1, серия ширин 0

236100; 336100; 436100

236100K; 336100K; 436100K

246100; 346100; 446100

266100; 366100; 466100

Легкая серия диаметров 2, серия ширин 0

236200; 336200; 436200

236200K; 336200K; 436200K

246200; 346200; 446200

266200; 366200; 466200

* Нерекомендуемый типоразмер подшипника.

Средняя серия диаметров 3, серия ширин 0

246300; 346300; 446300

266300; 366300; 466300

* Нерекомендуемый типоразмер подшипника.

Тяжелая серия диаметров 4, узкая серия ширин 0

266400; 366400; 466400

Пример условного обозначения комплекта сдвоенного подшипника легкой серии, по схеме Т, с d = 30 мм, с углом контакта a = 12 °

Подшипник 436206 ГОСТ 832-78

То же, со скосом на внутреннем кольце и a = 15 ° .

Подшипник 436206K ГОСТ 832-78.

4 . Допуск ширины B для сдвоенных подшипников не должен превышать тройного допуска ширины одного однорядного радиально-упорного шарикового подшипника.

5 . Сдвоенные подшипники собираются изготовителем из однорядных радиально-упорных шариковых подшипников одного типоразмера и класса точности и должны поставляться и применяться комплектно.

6 . Предварительный натяг (величина нагрузки в ньютонах или кгс) сдвоенных подшипников устанавливается по согласованию с потребителем. Величина предварительного натяга должна быть указана в паспорте подшипника.

7 . На наружных и внутренних цилиндрических посадочных поверхностях колец сдвоенных подшипников в местах наибольшего радиального биения должны быть нанесены стрелки → ←, одновременно указывающие, какими торцами должны соприкасаться наружные и внутренние кольца в рабочем состоянии.

8 . Технические требования — по ГОСТ 520-2002 .

9 . Технические требования к посадочным местам вала и корпуса для подшипников — по ГОСТ 3325-85 .

ГОСТ 7872-89 Подшипники упорные шариковые одинарные и двойные. Технические условия

Текст ГОСТ 7872-89 Подшипники упорные шариковые одинарные и двойные. Технические условия

ПОДШИПНИКИ УПОРНЫЕ ШАРИКОВЫЕ ОДИНАРНЫЕ И ДВОЙНЫЕ

(СТ СЭВ 4944—84, СТ СЭВ 6430—88)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ И СТАНЦАР Т А М

УДК 621.822.6:006.354 Группа Г16

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

ПОДШИПНИКИ УПОРНЫЕ ШАРИКОВЫЕ ОДИНАРНЫЕ И ДВОЙНЫЕ

Single and double direction thrust ball bearings. Specifications

(CT СЭВ 4044—84, CT СЭВ 6460—88)

Дата введения с 01.07.90

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

1. Настоящий стандарт распространяется на одинарные и двойные шариковые упорные подшипники, а также на одинарные шариковые упорные подшипники со свободным самоустанавли-вающимся кольцом и подкладным кольцом или без него, предназначенные для восприятия осевых нагрузок.

2. Стандарт устанавливает следующие типы подшипников:

8000 (8000Н) —упорные шариковые одинарные;

38000 (38000Н) — упорные шариковые двойные;

28000 —упорные шариковые одинарные со свободным само-устанавливающимся кольцом без подкладного кольца;

18000 — упорные шариковые одинарные со свободным само-устанавливающимся кольцом и подкладным кольцом.

3. Основные размеры и масса подшипников должны соответствовать указанным на черт. 1—4 и в табл. 1 —17.

Издание официальное Перепечатка воспрещена

© Издательство стандартов, 1989

In 38000 (38000Н)

d— номинальный диаметр отверстия тугого кольца одинарного подшипника;

di — номинальный наружный диаметр тугого кольца одинарного подшипника;

dimat—наибольший единичный наружный диаметр тугого кольца одинарного подшипника;

D — номинальный наружный диаметр свободного кольца;

D — номинальный диаметр отверстия свободного кольца;

0umin — наименьший единичный диаметр отверстия свободного кольца;

£>2 — номинальный наружный диаметр подкладного кольца;

£)3 — номинальный диаметр отверстия подкладного кольца;

d2 — номинальный диаметр отверстия тугого кольца двойного подшипника;

d3 — номинальный наружный диаметр тугого кольца двойного подшипника;

dumai — наибольший единичный наружный диаметр тугого кольца двойного подшипника;

В — номинальная высота тугого кольца двойного подшипника;

Н—номинальная высота подшипника;

Н1 — номинальная высота подшипника с подкладным кольцом;

С1 — номинальная высота подкладного кольца;

г — координата монтажной фаски тугого кольца одинарного подшипника, свободного и подкладного кольца;

f*smln наименьший предельный размер г;

Г — координата монтажной фаски тугого кольца двойного подшипника;

г ism in— наименьший предельный размер гх;

R — радиус сферического опорного торца свободного кольца подшипника и сферической поверхности подкладного кольца;

S — высота центра радиуса сферического опорного торца.

1. Подшипники типа 8000 и 380 00 (кроме серии диаметров 9) без индекса Н при новом проектировании не применять.

2 Чертежи не определяют конструкцию подшипников.

Подшипники упорные шариковые — описание и размеры

Подшипники шариковые упорные однорядные пригодны для того, чтобы воспринимать односторонние осевые нагрузки, и, соответственно, могут односторонне фиксировать положение вала; радиальную нагрузку они не воспринимают.

  • 8000 — основного конструктивного исполнения. Наиболее распространенные изделия. Например, упорный подшипник 8206. По международной нумерации, которая применяется при маркировке импортных подшипников она обозначается как 51000 (подшипник 51205 — аналог нашего 8205).
  • 18000 — со свободным самоустанавливающимся и подкладным кольцами. Наличие последнего позволяет компенсировать технологические погрешности обработки опорной поверхности корпуса. Например, подшипник 18210 (или 53204U по международной номенклатуре).
  • 28000, 188000, 958000 — специальной конструкции (очень редкие).
  • 88000, 868000 — бессепараторные (также практически не применяются).
  • 688000 — с кожухом (закрытые), например, выжимные подшипники 688811 и 688911.
  • 876000, 948000 — без колец.
  • 218000 — с конусным посадочным отверстием.
  • 308000 — без одного кольца.
  • 98000, 9588000 — закрытого типа, например, упорный подшипник 9588214.
  • 38000 — с тремя кольцами.
  • 48000 — с подкладными кольцами.
  • 58000, 908000 — с тремя кольцами.
  • 538000 — бессепараторные.

Односторонние упорные шарикоподшипники содержат тугое кольцо с дорожкой качения, устанавливаемое на вал, комплект шариков с сепаратором, а также свободное кольцо с дорожкой качения, устанавливаемое в корпус. Свободное кольцо может иметь плоскую или сферическую опорную поверхность. Подшипники со сферическим свободным кольцом могут компенсировать начальный перекос, если их использовать совместно с подкладным кольцом, имеющим соответствующую сферическую поверхность. Сферическое подкладное кольцо необходимо закладывать отдельно. Подшипники этого типа являются разъемными, их монтаж прост, так как элементы можно монтировать индивидуально.

Двойные упорные шарикоподшипники могут воспринимать двусторонние осевые нагрузки и соответственно использоваться для двусторонней фиксации вала. Они не должны подвергаться радиальной нагрузке. Двусторонние упорные шарикоподшипники содержат одно тугое кольцо с дорожкой качения на каждой поверхности кольца, два комплекта шариков с сепараторами, а также два свободных кольца с дорожкой качения. Подшипники этого типа являются разъемными. Свободные кольца и комплекты шариков и сепаратора – такие же, как у соответствующих одинарных подшипников. Подшипники шариковые упорные допускают значительно меньшую частоту вращения по сравнению с другими типами шариковых подшипников, так как дорожки качения могут воспринимать лишь ограниченные центробежные нагрузки, возникающие при движении шариков.

Сепаратор у упорного подшипника может быть двух конструкций — полностью закрытый, цельный, в каждом отверстии сидит отдельный шарик и штампованый из жести, так называемый «открытый», в котором отдельных посадочных гнезд под шарики нет. Первый вариант обходится производителям значительно дороже, поэтому упорные подшипник с таким сепаратором — редкость. Вместе с тем, применение изделия с «открытым» сепаратором при высоких скоростях вращения крайне не рекомендуется, поскольку перемычки могут попросту не выдержать нагрузки и все шарики соберутся в одну «кучу», что, помимо выхода из строя самого подшипника, может привести к поломке дорогостоящего оборудования. В таких случаях рекомендуется покупать высококачественные дорогие подшипники импортного производства — с литым сепаратором (каждый шарик в отдельном «гнезде»), возможно повышенной степени точности (/Р4 справа от номера).

Применяются в тихоходных редукторах, в шпинделях и вращающихся центрах металлорежущих станков, в домкратах, задвижках, поворотных устройствах и т.п. Упорно-радиальные шариковые подшипники устанавливают в качестве поворотных опор.

Читать еще:  Трубы квадратного сечения: 2 методики производства
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector