Yoga-mgn.ru

Строительный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно ковать средневековый меч

Полуторный меч — виды и описание

Меч — орудие убийства с налетом романтики. В руках бесстрашных воинов безмолвный свидетель страшных сражений и смены эпох. Меч олицетворял смелость, бесстрашие, силу и благородство. Его клинка боялись враги. Мечом храбрые воины посвящались в рыцари и короновались венценосные особы.

Полуторные мечи или мечи с рукояткой в полторы руки существовали с эпохи Возрождения (13 век) и до позднего средневековья (16 век). В 17-м веке мечи сменяются рапирами. Но мечи не забыты и блеск клинка до сих пор будоражит умы писателей и кинематографистов.

Типы мечей

Longsword — длинный меч

Рукоять у таких мечей на три ладони. При хвате обеими руками за эфес меча, оставалось несколько сантиметров ещё на одну ладонь. Это делало возможным сложные манёвры фехтования и удары с использованием мечей.

Бастард или «незаконнорожденный» меч (bastard sword) — классический пример среди полуторных мечей. Рукоять у «бастардов» была меньше, чем на две, но больше, чем на одну ладонь (около 15 см). Этот меч — не longsword: ни два, ни полтора — не для одной руки и не для двух, за что и получил такое обидное прозвище. Использовался бастард, как оружие самозащиты, и прекрасно подходил для каждодневного ношения.

Надо сказать, что сражались этим полуторным мечом не используя щита.

Появление первых экземпляров полуторных мечей датируется концом 13 века. Полуторные мечи были разных размеров и вариаций, но их объединяло одно имя — мечи войны. Этот клинок был моден, как атрибут к седлу лошади. Полуторные мечи всегда держали при себе в поездках и походах, чтобы в случае чего защитить себя от неожиданной атаки врага.

Боевым или тяжёлым полуторным мечом в сражениях наносили сильные, не дающих право на жизнь, удары.

Бастард, имел узкий прямой клинок и был незаменим для колющих ударов. Самым известным представителем среди узких полуторных мечей — клинок английского война и принца, участвовавшего в войне 14 века. После смерти принца, меч помещают над его могилой, где он и находится до 17 века.

Английский историк Эварт Оукшотт изучал древние боевые мечи Франции и классифицировал их. Им отмечались постепенные изменения характеристик полуторных мечей, в том числе менялась и длина клинка.

В Англии в начале 14 века появляется «большой боевой» полуторный меч, который носят не в седле, а на поясе.

Характеристики

Полуторный меч и ножны для него

Длина полуторного меча от 110 до 140 см., (весом 1200 г. и до 2500 г.) Из них, примерно метр меча — часть клинка. Клинки полуторным мечам ковали разных форм и размеров, но все они были эффективны при нанесении различных сокрушительных ударов. Существовали основные характеристики клинка, по которым они отличались между собой.

В средневековье клинки полуторных мечей тонкие и прямые. Ссылаясь на типологию Оукшотта: постепенно клинки вытягиваются и утолщаются в поперечном сечении, но утончаются на конце мечей. Также видоизменяются и рукояти.

Поперечное сечение клинка разделяется на двояковыпуклые и алмазообразные. В последнем варианте центральная вертикальная линия клинка обеспечивала твёрдость. А особенности ковки мечей добавляют варианты в сечения клинка.

Высокой популярностью пользовались полуторные мечи, чьи клинки имели долы. Дол — это такая полость, идущая от крестовины вдоль клинка. Заблуждение, что долы делали, как кровосток или для легкого изъятия меча из раны. На самом деле отсутствия металла в середине по центру клинка делало мечи легче и маневренней. Долы бывали широкими — почти во всю ширину клинка, до более многочисленных и тонких. Длина долл также различалась: во всю длину или на треть от общей длины полуторного меча.

Рукоятка полуторного меча

Крестовина была удлинена и имела дужки для защиты руки.

Важным показателем качественно выкованного полуторного меча был его точный баланс, распределённый в нужном месте. Полуторные мечи на Руси были сбалансированы в точке поверх рукояти. Брак меча обязательно выявлялся во время сражения. Стоило кузнецам ошибиться и сместить центр тяжести полуторного меча наверх, меч, при наличии смертоносного удара, делался неудобным. Меч вибрировал от удара о мечи противника или доспехи. И это оружие не помогало, а мешало солдату. Хорошее оружие было продолжением руки война. Мастера кузнечного дела умело выковывали мечи, правильно распределяя определенные зоны. Эти зоны — узлы лезвия, при правильном расположении гарантировали качественный полуторный меч.

Щит и полуторный меч

Определенные системы борьбы и разнообразные стили делали бой с мечом сродни искусству, а не хаотичным и варварским. Различные учителя обучали техникам ведения боя с полуторным мечом. И не было эффективней оружия в руках опытного воина. С этим мечом не нужен был щит.

А все благодаря доспехам, принимавшим удар на себя. До них одевалась кольчуга, но она была не способна защитить война от удара холодного оружия. Легкие пластинчатые доспехи и латы в массовом количестве стали выковывать мастера кузнечного ремесла. Есть заблуждение, что железные доспехи были очень тяжелые и в них было невозможно двигаться. Отчасти это верно, но только для турнирной экипировки, имевшей вес около 50 кг. Военные доспехи весили меньше в два раза, в них можно было активно двигаться.

Не один клинок полуторного меча использовался для атаки, но и гарда в качестве крюка, способная сбить с ног и навершие.

Обладая искусством фехтования солдат получал необходимую базу и мог браться за другие виды оружия: копьё, древко и так далее.

Несмотря на кажущуюся легкость полуторных мечей, для сражений с ним требовалась сила, выносливость и ловкость. Рыцари, для которых война была буднями, а мечи их верными спутниками, ни дня не проводили без тренировок и оружия. Регулярные занятия не давали им потерять свои воинственные качества и погибнуть во время боя, который шёл без остановок, интенсивно.

Школы и техники полуторного меча

Фехтование с полуторным мечом

Наиболее популярными становятся немецкие и итальянские школы. Было переведено, несмотря на трудности, самое раннее руководство немецкой школы по фехтованию (1389 г)

В этих руководствах мечи изображались удерживаемыми двумя руками за эфес. Большую часть руководства занимал раздел с одноручным мечом, показывались методы и плюсы одноручного держания меча. Изображалась, как неотъемлемая часть схватки в доспехах, техника половины меча.

Отсутствие щита породило новые фехтовальные приёмы. Были такие инструкции по фехтованию — «фехтбухи», с руководствами от известных мастеров этого дела. Отличные иллюстрации и учебник, считающийся классическим, оставил нам в наследии не только боец, но и прекрасный художник и математик Альберт Дюрер.

Но школы фехтования и военная наука не одно и то же. Знания из фехтбухов применимы для рыцарских турниров и для судебных поединков. На войне солдат должен был уметь держать строй, меч и побеждать, стоящих напротив, врагов. Но трактатов на эту тему нет.

Простые горожане также умели держать оружие и полуторный меч в том числе. В те времена без оружия — никуда, однако меч не каждый мог себе позволить. Железо и бронза, которые шли на хороший клинок были редки и стоили дорого.

Особой техникой фехтования полуторным мечом было фехтование без какой-либо защиты в виде доспехов и кольчуги. Голова и верхняя часть туловища были ничем не защищены от удара клинка, если не считать обычную одежду.

Увеличенная защита у солдат способствовала изменению техники фехтования. И мечами старались нанести колющие, а не рубящие удары. Применялась техника «полумеча».

Особенный приём

Существовало много разных приёмов. Во время поединка они применялись и, благодаря этим приемам, выжило немало бойцов.

Но есть приём, вызывающий удивление: прием половины меча. Когда воин одной или даже двумя руками брался за клинок меча, направляя его на противника и стараясь просунуть под доспехи. Другая рука лежала на рукоятке меча, придавая необходимую силу и скорость. Как бойцы не ранили руку об острие меча? Дело в том, что мечи затачивали в конце клинка. Поэтому техника полумеча пользовалась успехом. Правда, в перчатках можно держать и заточенное лезвие меча, но, главное, крепко держать, и ни в коем случае не дать лезвию клинка «гулять» в ладони.

Позже, в 17-м веке, итальянские мастера фехтовального искусства сосредоточивают все внимание на рапире и отказываются от полуторного меча. А в 1612 году издаётся немецкое руководство с техникой фехтования полуторным мечом. Это было последнее руководство по приемам ведения боя, где использовали такие мечи. Однако, в Италии, несмотря на возросшую популярность рапиры, продолжают фехтовать на спадоне (полуторный меч).

Читать еще:  Использование металлических колонн в строительстве

Бастард на Руси

Западная Европа оказывала большое влияние на некоторые народы средневековой Руси. Запад влиял на географию, культуру, военную науку и оружие.

Как факт, в Белоруссии и Западной Украине есть рыцарские замки тех времён. А несколько лет назад, по телевидению, сообщили о находке в Могилёвской области рыцарского оружия образца Западной Европы, датируемых 16 веком. Мало было находок полуторных мечей в Москве и по Северной Руси. Так как там военное дело было направлено на сражения с татарами, а значит вместо тяжелой пехоты и мечей нужно было другое оружие — сабли.

А вот земли Руси западные и юго-западные — рыцарская территория. Большое разнообразие оружия и полуторных мечей, русского и европейского образца нашли там на раскопках.

Полуторный или двуручный

Типы мечей отличаются друг от друга по своей массе; разная длина эфеса, клинка. Если мечом с длинным лезвием и рукоятью, легко манипулировать одной рукой, то значит это представитель полуторных мечей. А если одной руки недостаточно, чтобы удержать полуторный меч, то скорее всего это представитель двуручных мечей. Примерно, на отметке общей длины в 140 см, наступает предел для полуторного меча. Больше этой длины сложно удержать полуторный меч одной рукой.

Вторая попытка: Средневековый меч

В февральском номере «ПМ» мы начали рассказ о нашем проекте исторической реконструкции средневекового меча под руководством известного кузнеца-оружейника Василия Иванова, руководителя мастерской традиционного японского оружия Ishimatsu. В первой статье мы описали, как получали нужные сорта стали из железной руды, и пообещали опубликовать продолжение в следующем номере. Однако нас поджидали технические трудности, которые задержали продолжение почти на два месяца. Впрочем, трудности эти тоже вполне исторически аутентичны — с ними встречались и средневековые кузнецы-оружейники.

От бруска к клинку

Итак, у нас есть стальной брусок, собранный из семи пакетов, — каждый из них имеет свою структуру и назначение в конструкции клинка. Первым делом нужно превратить этот брусок в собственно заготовку — проковать в стальную полосу заданных размеров с учетом запаса на проковку и оттяжку лезвия (для экономии времени мы немного отступили от исторической аутентичности, использовав для этой операции пневмомолот). На заключительной стадии этого этапа Василий, уже вручную, придает полосе первоначальную геометрию, формируя хвостовик, кончик и пятку клинка. С этого момента полоса по форме уже отдаленно напоминает будущий меч. После того как металл остыл, Василий еще раз внимательно осмотрел и измерил полученную заготовку, оставив небольшой запас металла на исправление будущих ошибок.

Следующая стадия — проковка долов. Долы — это продольные пазы, проходящие вдоль части длины клинка. Иногда их ошибочно называют «кровостоками», хотя на самом деле функция долов в конструкции клинка совершенно иная — они уменьшают массу клинка и играют роль ребер жесткости. Долы проковываются с помощью специального инструмента, называемого шпераком. Шперак представляет собой Т-образные щипцы с губками круглого сечения, заготовка зажимается между ними и проковывается, в результате с обеих сторон клинка появляются продольные пазы.

И наконец, заготовка приобретает более-менее окончательный вид после оттяжки (формирования) лезвия. «Это довольно кропотливый процесс, — объясняет Василий. — Если на предыдущих этапах можно использовать пневмомолот, то для оттяжки лезвия необходима высокая точность, которая достигается только ручной ковкой». На этой стадии окончательно задается геометрия будущего клинка, можно немного изменить расположение центра тяжести, варьируя толщину клинка у кончика или у основания. Толщина режущей кромки на этом этапе составляет 2−2,5 мм. Тоньше нельзя: можно перекалить сталь, да и запаса для каких-либо «маневров» не останется.

Но вот предварительные работы почти закончены. Василий еще раз проверяет соответствие размеров клинка нашему техзаданию, рихтует заготовку и переходит к следующему этапу — термообработке.

Термообработка

К закалке приступают не сразу. Сначала нужно избавиться от внутренних напряжений в материале, которые могли появиться во время ковки. Для этого клинок отжигают — нагревают до 950−970°С, а затем оставляют медленно остывать прямо в горне — этот процесс занимает 5−8 часов. Затем заготовку окончательно рихтуют, причем минимально, чтобы избежать переуплотнения материала в различных частях клинка.

Закалка — самая известная часть процесса термообработки. При закалке происходит быстрое охлаждение заготовки, углеродистая сталь становится прочной, твердой и упругой (снижается ее пластичность и вязкость).

Василий накладывает древесный уголь и разжигает горн, поясняя: «Древесный уголь горит более равномерно. К тому же он легче кокса, и поэтому вероятность повредить горячий пластичный клинок при разогреве меньше». Он нагревает клинок, стараясь добиться равномерного прогрева примерно до 890−900°С, затем вынимает заготовку из горна и опускает в ванну с солевым раствором на 7−8 секунд. Затем клинок нужно отпустить — снять внутренние напряжения, накопившиеся в металле во время закалки, сделать его менее хрупким и увеличить ударную вязкость: нагреть до невысокой (180−200°С) температуры и охладить до комнатной в воде (или воздухе — методики варьируются). Эту операцию производят обычно несколько раз (в нашем случае три) с перерывами в 15−20 минут. После этого клинок оставляют в покое на несколько дней, чтобы оставшиеся внутренние напряжения проявились и «устаканились». «Клинок желательно подвесить, а не просто положить на наковальню, — замечает Василий. — Иначе неравномерности в теплообмене могут нарушить геометрию, то есть клинок банально ‘поведет». Но даже в подвешенном состоянии по прошествии нескольких дней клинок, как правило, нуждается в небольшой щадящей холодной рихтовке.

После термообработки — очередной контроль качества. Василий тщательно осматривает клинок на предмет «непроваров», трещин, проверяет его на изгиб и кручение, бьет клинком по доске плашмя и вновь осматривает. Затем он зажимает клинок двумя пальцами и бьет по нему металлической палочкой, внимательно прислушивается к звону и скептически качает головой: «Когда звук звонкий, колокольный, по мечу идет долгая вибрация — это говорит о прокованности меча, отсутствии внутренних микротрещин и достаточно высокой степени закалки. Если звук хриплый, тусклый и недолгий — значит, есть какие-то дефекты. Здесь что-то не так: звук мне не нравится». Но объективных признаков вроде бы нет, так что переходим к следующему этапу.

Механическая обработка

Этот довольно монотонный процесс занимает почти две недели. За это время оружейник с помощью мокрых абразивных камней из песчаника снимает лишний металл, шлифует долы, формирует и затачивает режущую кромку. Но вот, наконец, работа близится к концу, и Василий приступает к окончательной проверке — вновь осматривает клинок, разрубает несколько деревянных брусков, мягкий стальной уголок, несколько раз изгибает клинок: «Похоже, закалился неравномерно — при изгибе основание образует дугу, а кончик почти прямой», — и в этот самый момент зажатый в тиски клинок с неприятным хрустом трескается. Его конец по‑прежнему зажат в тисках, а остаток — в руках у Василия, который пожимает плечами: «Я же говорил, что тут что-то не так! Вот поэтому мы при выплавке делали несколько заготовок. Ничего страшного — разберемся, почему это произошло, и попробуем еще раз».

Сломанный меч

Собственно, именно это и задержало выход данной статьи на два с лишним месяца — потребовалось разобраться в причинах произошедшего, провести несколько экспериментов, внести коррективы в процесс… и повторить весь путь от многопакетного бруска заново.

Почему же сломался наш первый меч? «Напомню, что мы использовали нестандартные стали, точный состав которых неизвестен, а значит, их характеристики сложно предсказать, — говорит Василий. — По-видимому, закалка была чрезмерно ‘жесткой’ — слишком высокая температура и использование солевого раствора привели к образованию микротрещин в высокоуглеродистой стали. Это чувствовалось уже на этапе предварительной проверки после закалки — по звуку и гибкости, но окончательно подтвердилось только после мехобработки — стали видны микротрещины на поверхности».

Звонкий клинок

После ряда экспериментов процесс термообработки был модифицирован. Во‑первых, мы решили немного изменить геометрию клинка, увеличив толщину кончика, чтобы закалка стала более равномерной. Во‑вторых, уменьшили температуру нагрева до 830−850°С и саму закалку решили проводить не в солевой ванне, а в водно-масляной (слой масла толщиной 30 см поверх воды). После такой двухступенчатой (за счет масла, имеющего температуру кипения около 200°С) закалки, длящейся 7−8 секунд, клинок охлаждался в воздухе (на морозе в -5°С) до полного остывания (5 минут). Методика дальнейшей термообработки также была изменена: клинок отпускали для снятия внутренних напряжений в пять заходов, нагревая до температуры 280−320°С, а затем оставляя остывать в воздухе.

Читать еще:  Почему шуруповерт не зажимает биту и что делать

И вновь — перерыв в несколько дней, рихтовка, обдирка, шлифовка и заточка.

И вот, наконец, Василий вновь бьет металлической палочкой по клинку, прислушивается к долгому музыкальному звону, и на лице его появляется удовлетворенная улыбка: «Кажется, на этот раз все получилось!» Он зажимает клинок в тиски и тянет за хвостовик — клинок сгибается в почти идеальную дугу.

Остаются только всякие мелочи — протравить рисунок, чтобы на поверхности клинка появился красивый узор, подогнать деревянные ножны, установить на меч рукоять, обтянутую замшей, бронзовые перекрестие и навершие (так называемое яблоко). Меч, почти в точности такой, каким могли биться русские воины XIII века, полностью готов — остается только испытать его. Но об этом — в одном из следующих номеров.

Как сделать настоящий меч в домашних условиях?

Современное увлечение средневековой культурой широко распространилось не только среди
молодежи. Все чаще за изготовление мечей, шашек или кинжалов берутся взрослые мужчины. В былые времена от качества холодного оружия часто зависела жизнь его владельца, а хороший меч обозначал его статус. Теперь собственноручно изготовленный по эскизам меч может украсить уникальную коллекцию старинного оружия, стать гордостью его хозяина или просто отличным украшением интерьера.

Кузнецы, по-настоящему занимающиеся ковкой подобного холодного оружия, не выдадут свои секреты первому встречному. Чтобы выковать настоящий боевой меч, а не игрушку для ребенка, нужно много лет посвятить изучению ремесла. Даже самая простая копия потребует немало терпения и некоторых профессиональных навыков от ее создателя. Однако, каждый, будь то любитель или коллекционер, имеющий большое желание, несколько инструментов для работы с металлом и немного свободного времени, может и в домашних условиях сделать декоративную копию средневекового или исторического оружия.

При этом следует учитывать, что изготовление любого холодного оружия с целью продажи или ношения без соответствующего на то разрешения может наказываться законом.

Оригинал или подделка?

Если вы хотите создать имитацию боевого меча и использовать ее для декорации, то это сделать достаточно просто. Для этого достаточно взять полосу дерева, металла, пластика или любого другого материала и сформировать из него рукоять и клинок. Металлические макеты такого оружия шлифуют, а пластиковые или деревянные клинки покрывают серебристой краской.

Создать по эскизам настоящий меч можно, освоив простейшие навыки ковки. Конечно, владение горячей ковкой — это удел избранных, но навыками холодной ковки может овладеть практически каждый. Понятно, что с помощью такой технологии получить отличное боевое оружие невозможно, но в роли сувенира подобное изделие будет выглядеть отлично.

Создаем меч собственноручно

Можно по-разному сделать клинок в домашних условиях. Рассмотрим самый простой способ, заключающийся в обычной механической обработке материала. Для этого потребуется:

  • листовая 5-миллиметровая сталь;
  • болгарка;
  • дрель;
  • электронаждак.

Работу следует начинать с создания эскиза холодного оружия на бумаге, а затем его контур с помощью маркера перенести на металл.

  1. Когда планируется создать достаточно сложной формы меч или кинжал, то в углах контура нужно просверлить дрелью отверстия. Это в значительной степени облегчит дальнейшее выпиливание.
  1. Вырезают заготовку по контуру болгаркой или выполняют эту работу с помощью обычного молотка и зубила.
  1. Убрать излишки металла, придать форму и сформировать клинок по толщине поможет дальнейшая обработка заготовки на наждаке.
  1. Затем клинок медленно нагревают на огне до красноватого свечения и быстро опускают в холодную воду для охлаждения. После чего металлическую заготовку зачищают до блеска и несколько раз повторяют процедуру нагревания, пока зачищенный участок не приобретает золотистый цвет.

И только после этого клинок полностью шлифуют, затачивают его кромки, украшают кожей или шнуром рукоять. По такому принципу можно создать целый домашний арсенал.

Комментарии

Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Как правильно ковать средневековый меч

Основываясь на этом вопросе в RPG , я пытаюсь выяснить, сколько времени понадобилось, чтобы выковать меч у кузнеца Средневековья / Ренессанса, чтобы сделать мечи. Я вспоминаю цифру около 9-12 месяцев на меч, некоторые другие ссылки указывают на то, что катаны будут сделаны быстрее. Мой гугл-фу поднимает тонны на отдельных шагах: «молоток, пока он не приобретет правильную форму», «шлифование до резкости» и т. Д., Но нет реальной оценки того, как долго эти шаги выполняются индивидуально или как долго длится весь процесс.

Ответы

На странице Википедии, посвященной изготовлению мечей в Японии, содержится некоторая информация о сроках изготовления лезвий хорошего качества:

На изготовление японского клинка обычно уходило много дней или недель , и оно считалось священным искусством, которое традиционно сопровождалось большим количеством синтоистских религиозных ритуалов. Как и во многих сложных начинаниях, а не один мастер, несколько художников были вовлечены. Был кузнец, который выковывал грубую форму , часто второй кузнец (ученик), чтобы сложить металл , специалист по полировке и даже специалист по самой кромке . Часто были специалисты по ножнам, рукояти и цубе .

На странице также утверждается, что производство стали из железа заняло бы четыре или пять рабочих по крайней мере в неделю. Далее также упоминается, что, в зависимости от качества меча, полировщику могут потребоваться недели, чтобы сделать все правильно:

Когда черновое лезвие закончено, кузнец превращает лезвие в полировщик, называемый тогиши , чья работа заключается в улучшении формы лезвия и повышении его эстетической ценности. Весь процесс занимает значительное время, в некоторых случаях легко до нескольких недель . Ранние полировщики использовали три типа камня, тогда как современный полировщик обычно использует семь. Современный высокий уровень полировки обычно не делали до 1600 года , так как больше внимания уделялось функции, а не форме.

Предполагая, что сталь уже доступна, я думаю, что было бы безопасно экстраполировать, что дешевый, но функциональный японский меч мог быть изготовлен через несколько дней, хороший меч за пару недель или более, и большой меч в месяц или больше.

У меня есть друзья, которые куют ножи и мечи. Если у вас уже есть запасы стали, вам хватит пары дней. Может быть, менее одного дня, если вы усердно работаете над этим.

Это будет зависеть от кузнеца и типа меча. Ученик может занять неделю или больше.

В средневековой Европе стандартному кузнецу понадобилось около недели, чтобы изготовить приличный средний стальной длинный меч. Если бы они делали что-то для своего лорда или короля, они часто тратили бы целых 6 месяцев на то, чтобы у них был идеальный дизайн, но это все. Обычно на завершение меча уходит около 1-2 месяцев, не потому, что они тратят столько времени на изготовление меча, а потому, что они будут делать дюжину или больше мечей одновременно, чтобы лучше использовать свои ресурсы; при выплавке металлов много отходов.

Если вы больше ничего не делаете, работая полный 12-часовой рабочий день, вы, вероятно, сможете сделать приличный меч за 2 дня, если будете знать, что делаете. Это зависит от стиля меча и метода, который вы используете для его изготовления, но, как правило, большинство стальных мечей изготавливаются с помощью молотка и шлифовки, нагрева и складывания или более продвинутой техники разделения на вихри; плетение и сварка. Последний метод добавляет естественный наполнитель в лезвие и был обычной техникой начиная с 6-го века в Западной Европе.

Почему наши мечи по закону не являются холодным оружием:

Законы Российской Федерации, регулирующие оборот и применение холодного оружия в нашей стране, делают возможным свободное приобретение средневекового меча в двух случаях, оба из которых объединяются общим правилом: меч не должен иметь основным предназначением нанесение смертельных повреждений людям.

Первый случай — когда меч попадает под ГОСТ Р 51715-2001 «Изделия декоративные и сувенирные, сходные по внешнему строению с холодным или метательным оружием». Вкратце, изделия такого рода обязательно должны иметь один из признаков: либо ослабление конструкции (пропил хвостовика, из-за чего меч ломается от одного-двух ударов), либо жесткость стали, не превышающая 25 единиц (что также приводит к слому клинка при попытке использования). Во всем остальном мечи такого типа могут полностью соответствовать реальным историческим образцам, и даже могут быть заточены до разрешенного ГОСТом предела. Наши мечи не попадают в эту категорию, т.к. не имеют ослабления конструкций и имеют закалку свыше 50 единиц, вследствие чего могут активно использоваться в спортивной реконструкции средневековых сражений и контактном историческом фехтовании.

Второй случай (как раз наш) — несоответствие незаточенного меча описанию термина «меч» как таковому согласно законодательству, задающему определение понятия «холодное оружие». Далее определения, взятые из ГОСТ Р 51215-98 (Холодное оружие, терминология) :

Читать еще:  Монолитный железобетон. Устройство опалубки, технология возведения зданий

Меч : Контактное клинковое колющее и рубящее оружие с прямым средним или длинным массивным двухлезвийным клинком

Клинок : Протяженная металлическая боевая часть холодного оружия с острием, с острием и одним или двумя лезвиями, или с двумя лезвиями, являющаяся частью полосы.

Острие (холодного оружия): Конец боевой части холодного оружия, стягивающийся в точку, короткое лезвие или в грань размером до 3 мм.

Лезвие (холодного оружия): Заточенный край боевой части холодного оружия, представляющий собой ребро с острым углом сопряжения поверхностей.

Таким образом, незаточенный меч не имеет лезвия, следовательно, не имеет поражающего клинка, и следовательно — не считается мечом. В итоге, мечи для спортивного исторического фехтования со скругленным свыше 3мм «острием» и незаточенным безопасным «клинком» холодным оружием не являются, являя собой лишь массогабаритный макет, выполненный по образцу средневекового меча, что подтверждается криминалистической экспертизой.

В исследовательской части и выводе приведенной в качестве примера экспертизы суммируется все вышесказанное. Тем не менее, это не означает, что ходить с мечом для спортивного фехтования можно по улицам, не боясь быть остановленным. Во-первых, прилюдное ношение предмета, конструктивно схожего с оружием, само по себе является нарушением общественного спокойствия, так как может напугать окружающих. Во-вторых, в случае, если представители правопорядка потребуют от Вас подтверждения, что Ваш меч не является холодным оружием, Вам будет необходимо предъявить экспертное заключение наподобие приведенного в этой статье, либо по требованию полиции сдать меч на экспертизу. Мы рекомендуем нашим покупателям производить экспертизу сразу после приобретения меча, чтобы в любой момент быть готовыми представить доказательство своей правоты.

В любом случае, помните, что Ваш меч — это Ваше, личное. Если он для спорта и контактного фехтования — применяйте его на тренировках, соревнованиях или фестивалях, где Вы не смутите окружающих. Если же это личное оружие для души или интерьера — пусть оно таковым и остается. Демонстрировать его простым прохожим на улицах просто так, без повода, и наживать себе неприятности с необходимостью кому-либо что-либо доказывать — пустое бахвальство, недостойное настоящего воина. Чтите же свое оружие, пусть и не по-настоящему холодное.

Рыцарь-полицейский. Смолянин кует мечи и мечтает о средневековых кораблях

Максим Степанов, эксперт-криминалист ЭКЦ УМВД России по Смоленской области, капитан полиции и по совместительству рыцарь. На протяжении последних 16 лет Максим с увлечением занимается исторической реконструкцией периода европейского Ренессанса.

Рыцарь экспертного стола

Максим Степанов рассказывает, историческая реконструкция – это не только костюмированные сражения, но и воспроизведение материальной культуры и быта выбранного исторического периода. Это и изготовление средств защиты, и вооружения, отработка навыков и тактики боя, проникновение в воинскую культуру высокого Средневековья и позднего Ренессанса. Причиной такого увлечения эксперта-криминалиста стали прочитанные в детстве книги и просмотренные исторические фильмы.

«Будучи студентом Саратовской государственной академии права, я попал в клуб, занимающийся средневековьем, — вспоминает Максим. — Как и любого молодого человека, меня, в первую очередь, интересовали навыки обращения с оружием, но оказалось, что помимо размахивания мечом необходимо знать, как изготавливались доспехи и средства поражения противника, где жили средневековые солдаты, что ели, чем занимались в быту. В общем, «снежный ком», чем больше узнаешь, тем больше еще узнать предстоит. Постепенно это занятие так меня захватило, что я устроился параллельно с учебой на работу в кузницу художественной ковки, где и приобрел первичные навыки обращения с металлом. По возвращению из Саратова на родную смоленскую землю я стал руководителем исторического клуба, а на данный момент — уже объединения клубов из разных регионов».

Почему именно ренессанс? Максим говорит, что ответ частично кроется в самом названии эпохи. Ведь это — период возрождения и подъема не только воинского искусства и связанных с ним сфер деятельности человека, но и уровня быта, технологий производства. Именно в это время были созданы наиболее совершенные образцы доспехов и вооружения. Поэтому лично для Максима это — постоянный источник творческого роста, возможность повышения планки мастерства реконструктора.

«Реконструкция – это воспроизведение, по возможности, средневекового быта в целом, — продолжает Максим. — Наш клуб занимается и походами в амуниции, организацией светских мероприятий для реконструкторов. В общем, было бы желание, сфера деятельности найдется, хотя основным для нас все-таки является участие в реконструкциях средневековых сражений и полноконтактных турниров по историческим правилам.

Диплом по оружию

«Диплом в институте я писал по холодному оружию, — рассказывает Максим. — Руководителем клуба, в котором я занимался в Саратове, был сотрудник органов внутренних дел, научный работник, эксперт-криминалист, я по его стопам и пошел, только не в научную сферу, а в практическую. Времени свободного, конечно, мало, но если у человека есть желание, то время он найдет».

В экспертно-криминалистическом центре МВД России по Смоленской области Максим Степанов работает уже 8 лет. В его служебные обязанности входит производство экспертиз и исследований объектов, изъятых в ходе осмотров мест происшествий, а на дежурных сутках Максим входит в состав следственно-оперативной группы в качестве специалиста-криминалиста.

Один из своих первых выездов на тяжкое преступление Максим запомнил надолго. Это было убийство. Между двумя мужчинами произошла ссора на почве ревности. Мужчина заподозрил свою знакомую в измене с другим мужчиной. В результате он зверски его убил.

«До сих пор в глазах картина — лежащее на кровати тело, все в ранах и крови… Никогда не забуду, как на убийстве все теоретические знания, вычитанные в книгах, моментально выветрились из головы. Было страшно показать себя незнающим и некомпетентным, в итоге собрался, справился, конечно, но ощущения незабываемые остались», — вспоминает Максим.

Во время дежурных смен наш рыцарь выезжает на места преступлений с целью обнаружения, фиксации и изъятия вещественных доказательств, а в рабочие дни эти вещественные доказательства исследует. Навыки и знания, приобретенные за годы занятий реконструкцией, говорит Максим, помогают в работе. В основном это знания об оружии и всевозможных инструментах. Следы на металле везде схожи, будь то поверхность доспеха или след от углошлифовальной машины на вскрытом замке.

Шлем – всему голова

За достаточно длительный период занятий реконструкцией Максим Степанов принял участие в огромном числе мероприятий. В последнее время ездил на фестивали формата так называемой живой истории, на международные фестивали Fade arm в парке «Киевская Русь», «Времена и эпохи» в Москве, «Русская крепость» и «Выборгский гром» в Ленинградской области и многие другие.

За 16 лет реконструкции Максим перемерил многие вещи. Держал в руках большое количество подлинных доспехов, и даже пробовал их примерить, вот только ни один не подошел: маловаты оказались.

Увлечение Максима стало причиной выбора профессии. Сейчас увлечение Максима переживает важный этап – криминалист-рыцарь обновляет собственный комплект доспехов.

«Мы перешли на период реконструкции конца XV века. Сложный технический комплект, много времени требует на изготовление, где-то еще год нужен для завершения. Доспех весит 25 килограмм! На один только шлем в среднем уходит месяц. Важно, чтобы на выходе получались вещи функциональные, ведь они делаются не ради красоты, а для защиты», — объясняет Максим.

В ближайших планах Максима – участие в серии турниров на двуручных мечах, булавах и кинжалах Panzerkampf в Туле. К слову, останавливаться на доспехах Степанов не собирается: в глобальных планах — строить средневековые корабли, малые суда, и путешествовать на них.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector