Yoga-mgn.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Армирование железобетонных балок напрягаемой арматурой

Армирование железобетонных балок напрягаемой арматурой

Классификация арматуры. Арматура железобетонных конструкций воспринимает в основном растягивающие усилия. Это дает возможность, применяя ее совместно с бетоном, изготовлять железобетонные конструкции разнообразного назначения. Из железобетона выполняют конструктивные элементы зданий и сооружений, работающие не только на сжатие, например колонны, но и на изгиб и растяжение — плиты, балки, фермы для перекрытия больших пролетов. Стальную арматуру классифицируют по назначению, способу изготовления и последующего упрочнения, форме поверхности и способу применения.

По назначению различают арматуру рабочую и монтажную. Рабочая арматура воспринимает усилия, возникающие под действием нагрузок на конструкцию. Количество арматуры рассчитывают в соответствии с этими нагрузками. В зависимости от ориентации в железобетонной конструкции рабочая арматура может быть продольной или поперечной.

Продольная рабочая арматура воспринимает усилия растяжения или сжатия, действующие по продольной оси элемента. Например, в изображенной на рис. 15 балке, опирающейся по концам, продольная рабочая арматура выполнена из стержней, которые сопротивляются растягивающим усилиям в нижней зоне конструкции. Для восприятия усилий, действующих при изгибе под углом 45° к продольной оси балки, стержни отгибают. В колоннах продольную арматуру устанавливают для повышения сопротивляемости усилиям сжатия.

Рис. 15. Армирование балки:
1 — распределительная арматура, 2, 3. 5 — продольные рабочие арматурные стержни, 4 — поперечная арматура (хомуты), 6 — монтажные петли

Поперечная арматура воспринимает усилия, действующие поперек оси балки. Такую арматуру выполняют в виде хомутов либо расположенных поперечно отрезков стержней в сварных каркасах и сетках.

Монтажную арматуру устанавливают в зависимости от конструктивных и технологических требований. Ее подразделяют на распределительную и конструктивную. Распределительная арматура позволяет закреплять рабочую арматуру в проектном положении. В этом важное технологическое значение распределительной арматуры. Кроме того, она служит для более равномерного распределения усилий между отдельными стержнями рабочей арматуры. Стерэкни рабочей и распределительной арматуры сваривают либо связывают в единый пространственный каркас или плоские сетки. Иногда распределительную арматуру используют для тОго, чтобы придать арматурному каркасу необходимую жесткость.

Конструктивная арматура служит для восприятия таких усилий, на которые конструкцию не рассчитывают. В частности, сюда относятся усилия от усадки бетона, температурных изменений. Конструктивную арматуру обязательно устанавливают в местах резкого изменения сечения конструкций, где происходит концентрация напряжений. Конструкции, подвергающиеся действию динамических нагрузок, например подкрановые балки и консоли колонн, на которые они опираются, также нуждаются в конструктивной арматуре.

По способу изготовления стальную арматуру железобетонных конструкций подразделяют на горячекатаную стержневую и холоднотянутую проволочную.

Стержневую арматуру поставляют в прутках диаметром не менее 12 мм и длиной до 13 м, проволочную диаметром З…8мм — в мотках или бунтах массой до 1300 кг.

По способу последующего упрочнения горячекатаная арматура может быть термически упрочненной, т.е. подвергнутой термической обработке, или упрочненной в холодном состоянии — вытяжкой, волочением.

По форме поверхности различают арматуру периодического профиля и гладкую. Стержни арматуры периодического профиля снабжены выступами, благодаря которым улучшается сцепление ее с бетоном. На поверхности проволочной арматуры для этой цели создают рифы (вмятины). Гладкую арматуру выпускают в виде горячекатаных стержней диаметром 6…40 мм или проволоки диаметром 3…8 мм. Чтобы исключить проскальзывание гладкой арматуры в бетоне, ее заанкери-вают.

По способу применения при армировании железобетонных конструкций различают напрягаемую арматуру, подвергаемую предварительному натяжению, и ненапрягаемую.

В некоторых случаях используют так называемую жесткую арматуру в отличие от обычно применяемых гибких стержней и проволоки. Жесткую арматуру выполняют из сортового проката — швеллеров, двутавров, равнобоких и неравнобоких уголков. До отвердевания бетона такая арматура работает как металлическая конструкция на нагрузку от собственного веса, веса прикрепляемой к ней опалубки и свежеуложенной бетонной смеси. Жесткую арматуру применяют при бетонировании большепролетных перекрытий, сильно загруженных колонн нижних этажей многоэтажных зданий.

Рис. 16. Сцепление арматуры с бетоном:
1 — бетон, 2—гладкая арматура, 3 — арматура периодического профиля

Технические требования к арматурной стали. К ним относятся требования по прочности, пластичности, свариваемости, хладноломкости.

Прочность определяют путем испытания образцов стали на растяжение. Основной характеристикой прочности малоуглеродистых арматурных сталей служит предел текучести.

Прочность горячекатаной стержневой арматурной стали существенно — в несколько раз — повышают термическим или термомеханическим упрочнением, проволочной — холодным деформированием. Термическое упрочнение состоит из закалки и частичного отпуска стали. Закалку осуществляют нагревом стержней до температуры 800…900 °С и быстрым охлаждением, отпуск — нагревом до температуры 300…400 °С и постепенным охлаждением. Термомеханическое упрочнение производят путем нагрева, пластического деформирования и последующей термообработки арматуры. Это повышает прочность стержневой арматуры до 1800 МПа.

Проволочную арматурную сталь упрочняют холодным деформированием, пропуская ее через несколько последовательно уменьшающихся в диаметре отверстий. Чтобы получить структуру стали, необходимую для такого холодного волочения, проволоку подвергают предварительной термообработке — патентированию. Оно заключается в нагреве проволоки до температуры 870…950 °С, быстром охлаждении до температуры 500 °С, выдержке и охлаждении на воздухе. По такой технологии изготовляют высокопрочную арматурную проволоку.

Прочностные характеристики арматуры нормируют, как правило, по сопротивлению растягивающим усилиям. В некоторых конструкциях арматуру используют как элемент, усиливающий работу бетона на сжатие. В этом случае нормируют сопротивление арматуры сжатию. Его принимают равным расчетному сопротивлению при растяжении, но не более 400 МПа.

Пластические свойства арматурных сталей важны для нормальной работы железобетонных конструкций под нагрузкой, механизации арматурных работ. Снижение пластических свойств стали может стать причиной хрупкого (внезапного) разрыва арматуры в конструкциях, хрупкого излома напрягаемой арматуры в местах резкого перегиба или при закреплении в захватах. Поэтому пластические свойства арматурных сталей обязательно нормируют. Пластичность характеризуют полным относительным удлинением после разрыва образца, %, а также по результатам испытания на загиб в холодном состоянии.

Свариваемость арматурных сталей характеризуется надежным сварным соединением, отсутствием трещин и других пороков металла в швах и прилегающих зонах. Это свойство используют при изготовлении сварных каркасов и сеток, стыковке стержневой арматуры. Горячекатаные малоуглеродистые и низколегированные арматурные стали свариваются хорошо. Нельзя сваривать стали, упрочненные термически или вытяжкой, так как в результате сварки эффект упрочнения утрачивается: в термически упрочненной стали происходят отпуск и потеря закалки, а в проволоке, упрочненной вытяжкой, — отжиг и потеря наклепа.

Читать еще:  Какой вес у рифленого алюминиевого листа квинтет?

Хладноломкость характеризуется склонностью арматурных сталей к хрупкому разрушению при температурах ниже —30 °С. Хладноломкостью обладают горячекатаные стали периодического профиля, изготовленные из полуспокойной мартеновской или конвертерной стали. Менее склонны к хрупкому разрушению при низкой температуре термически упрочненные арматурные стали, а также высокопрочная проволока.

Технология преднапряжения канатной арматуры

Суть технологии преднапряжения с натяжением на бетон в построечных условиях (постнапряжение) заключается в том, что напрягаемая арматура натягивается после бетонирования и набора бетоном достаточной прочности. В результате напрягаемая арматура (канат) лучше воспринимает нагрузки, которые оказывают на нее внешние силы в течение всего срока службы сооружения.

Компания Энерпром осуществляет поставки оборудования для преднапряжения железобетона на строительные объекты. Кроме этого мы оказываем техническую и информационную поддержку на всех стадиях работ — начиная от получения проекта и заканчивая сдачей объекта.

Порядок преднапряжения железобетона

Арматурный канат в пластиковой оболочке

Суть метода в том, что между верхней и нижней арматурной сеткой в будущем перекрытии прокладываются стальные канаты. Их размещают с переменной высотой размещения в зависимости от зоны возникновения напряжения растяжения.

Канаты проталкиваются в каналообразователь (пластиковую оболочку) при помощи проталкивателя каната, чтобы исключить сцепление бетона с канатом. После набора бетоном 70-75% от необходимой прочности канаты подвергаются напряжению и анкеруются. Напряжение производится при помощи гидравлических домкратов-натяжителей.

Домкрат закрепляют напротив одного из, размещенных в бетонной конструкции, анкеров каната (активный анкер) и натягивают канат с определенной силой с помощью маслостанции. В результате происходит передача нагрузки изгиба от бетона на канаты. Метод основан на свойственных бетону особенностях – становиться более устойчивым к разрушению при сжатии.

Преднапряженное армирование

Как известно, бетон очень устойчив к силам сжатия и неустойчив к силам растяжения (прочность бетона при растяжении составляет приблизительно 10% от прочности растяжения). Традиционые железобетонные конструкции перекрытия (плита, балка) при воздействии нагрузки приобретают определенный изгиб, в результате нижняя часть (зона растяжения) поперечного сечения приобретает удлинение. Даже незначительное удлинение достаточно для появления трещин. Стальная арматура, которая обычно размещается в зоне растяжения, чтобы ограничить ширину трещин и взять на себя напряжение растяжения, работает как «пассивное» армирование — она не воспринимает воздействие сил (не включается в общую работу конструкции) до момента, когда бетонная конструкция приобретает изгиб, достаточный для образования трещин.

В случае с постнапряженной железобетонной конструкцией ее армирование работает, как «активное» армирование. Так как канаты подвергнуты напряжению, армирование эффективно (включается в общую работу конструкции), даже если трещины в бетоне не появились. Таким образом, постнапряженные железобетонные конструкции при полной нагрузке могут быть запроектированы с минимальным изгибом и образованием трещин.

Существует два типа систем постнапряженного армирования: несвязанные и связанные.

Несвязанная система постнапряженного армирования

В несвязанной системе постнапряженного армирования канаты с бетоном не находятся в прямой связи. Самые распространенные несвязанные системы постнапряженного армирования – это системы типа одного каната, которые используются для балок и плит перекрытия зданий, для многоэтажных автостоянок и плит на грунте. Элемент системы армирования типа одного каната состоит из семи проволок, покрытых антикоррозийной смазкой и помещенных в пластиковую оболочку и анкеровки, состоящей из литого металлического элемента (анкера) и конического трехлепесткового клина – для заклинивания каната.

Для анкерования каната используются два анкера (на каждом конце по одному), которые передают силу сжатия на конструкцию. Один из анкеров выполняет функцию пассивного анкера, второй — функцию активного анкера. Через активный анкер выполняется растяжение каната, в свою очередь, пассивный анкер обеспечивает анкерование на другом конце каната. В случае длинного элемента системы армирования типа одного каната по длине могут быть введены промежуточные анкеры.

Связанная система постнапряженного армирования

В связанной системе постнапряженного армирования канаты в пластиковой или металлической оболочке расположены два или более каната. Эти канаты подвержены напряжению большими многоарматурными гидравлическими домкратами и заанкерованы в соответствующих анкерах. После выполнения напряжения оболочка каната заполняется цементным раствором, который обеспечивает антикоррозийную защиту, а также связывает канат с бетоном расположенным вокруг оболочки. Связанные системы армирования используются для мостов, вантовых мостов. На стройках эти системы обычно используются только для очень сильно нагруженных балок.

Конструктивные требования при армировании изгибаемых элементов. Армирование балок (в том числе с предварительным напряжением арматуры). Конструктивные требования. Примеры решений

Правила конструирования балок касается требования по установки минимального количества плоских каркасов (1..3 штук), которые должно быть размещено в балке заданной ширины поперечного сечения (b). Нормируется также установка дополнительного продольного стержня (стержней) по высоте плоского каркаса при высоте балки h>700 мм. Стержни устанавливаются так, чтобы расстояние между ними не превышало бы 400 мм.

Монолитное балочное перекрытие в зависимости от расположения балок может проектироваться в трех вариантах [19]:

1-й вариант – монолитная плита опирается на систему главных и второстепенных балок (см. рис. 9.1),

2-й вариант – монолитная плита опирается на контурные балки (см. рис. 9.2),

3-й вариант — монолитная плита опирается на систему пересекающихся балок – кессонное перекрытие (см. рис. 9.4)

Рис.9.1. Общий вид монолитного балочного перекрытия (1-й вариант монолитного балочного перекрытия): 1 – плита, 2 – главная балка, 3 – второстепенная балка, 4 – кирпичный столб.
Рис.9.2. Общий вид монолитного балочного перекрытия (2–й вариант монолитного балочного перекрытия): 1 — плита, 2 — контурные балки, 3 — кирпичный столб.
Рис. 9.3. Схема армирования контурных балок

Пример армирования контурных балок приведен на рисунке 9.3. Балки армируются каркасами двух видов: пролетные – К1, надопорные – К2. В каркасах К1 рабочей является нижняя продольная арматура, в каркасах К2 — верхняя продольная.

При назначении шага стержней поперечной арматуры Sw (см. рис.9.3) руководствуются следующими конструктивными требованиями:

· если по расчету поперечная сила не может быть воспринята только бетоном Q>Qb, то Sw≤0,5h (не более 300 мм);

· если по расчету поперечная сила может быть воспринята только бетоном Q≤Qb, то Sw≤0,75h (не более 500 мм);

Читать еще:  Строительство бассейна из бетона – плаваем у себя дома

· в сплошных плитах, а также в часторебристых плитах высотой менее 300 мм и в балках (ребрах) высотой менее 150 мм при выполнении условия Q≤Qb поперечную арматуру можно не устанавливать.

Пример армирования балок монолитного кессонного перекрытия приведен на рисунке 9.4.

При разработке арматурных каркасов К2 и К4 расположение стержней в них должно быть таковым, чтобы обеспечить взаимное пересечение стержней каркасов сеток армирования плит перекрытия С4 должны располагаться по верху каркаса К2 (см. рис. 9.4 — деталь армирования стыка балок перекрытия)

Рис. 9.4. Схема армирования монолитного кессонного перекрытия

В качестве примера армирования железобетонных прогонов без предварительного напряжения арматуры на рисунке 9.5 рассмотрено армирование прогона марки ПРГ28.1.3-4А400. При выполнении армирования применены следующие арматурные изделия:

o плоские сварные каркасы К1. Основная рабочая арматура каркасов – нижняя продольная и поперечная. Плоские каркасы объединены в пространственный каркас с помощью отдельных стержней (ОС1);

o закладные детали М1. Каждая закладная деталь включат в себя стальную пластину (-100х8, l=120), два анкера (стержни Æ8 А400 l=260). Кроме того для фиксации стальные пластины закладных деталей привариваются к верхним продольным стержням каркасов К1 (крайние поперечные стержни каркаса должны быть подрезаны). Закладные детали предназначены для организации крепления прогонов со стеной;

o монтажные (строповочные) петли П1. Петли крепятся к нижней продольной арматуре каркасов К1.

Рис. 9.5. Армирование железобетонного прогона марки ПРГ28.1.3-4А400.

Рис.9.6. Армирование стропильной балки БСП6.

Как показано на 9.6 балка БСП6 (с ненапрягаемой арматурой) армируется каркасами трех наименований К1, К2, К3. Основная рабочая арматура (продольная по низу балки и поперечная) входит в состав каркаса К1. Каркас К2 предназначен для армирования полки таврового сечения балки. Каркасы К3 обеспечивают сопряжение прямоугольных опорных частей балки со средней тавровой.

Особенностью армирования опорного узла балки БСП6 является:

o приварка нижнего стержня продольной рабочей арматуры через короткие отрезки (коротыши) арматурного стержня к опорным закладным деталям М4;

o обрыв верхнего стержня продольной рабочей арматуры;

o использование анкерных стержней закладных деталей М4 для армирования опорного участка балки

Стропильная железобетонная балка с напрягаемой арматурой БСД18-4 армируется также продольным каркасом К1, однако в этом каркасе рабочая арматура только поперечная. Продольная напрягаемая арматура прокладывается отдельно.

Особенностью армирования балки БСД18-4 является:

o необходимость конструировать каркас К1 составным (L=18 м) и наличие промежуточных горизонтальных стержней (при h>700…800 мм);

o необходимость в установке у торцов балок с напрягаемой арматурой — сеточек (С5).

o обрамление напрягаемых стержней сеткой С2.

Армирование балки БСД18-4 показано на рисунке 9.7.

Рис.9.7. Армирование стропильной балки БСД18-4.

Армирование железобетонных балок напрягаемой арматурой

УТВЕРЖДЕНЫ директором НИИЖБ 4 июля 1985 г.

Печатаются по решению секции заводской технологии НТС НИИЖБ от 21 марта 1985 г.

Метод непрерывного армирования представляет собой металло-, трудо- и энергосберегающий технологический процесс по созданию преднапряженного арматурного каркаса железобетонного изделия; основан на применении высокопроизводительных арматурно-намоточных агрегатов, в том числе роботов, способных без участия оператора навивать каркас заданной конфигурации непосредственно из заводской бухты проволоки или каната, минуя арматурный цех.

Предназначены для инженерно-технических работников проектных организаций и предприятий строительной индустрии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последнее время как в теории, так и в практике непрерывного армирования произошли существенные изменения; разработаны новые модификации арматурно-намоточных агрегатов и технологические приемы навивки арматуры, увеличился объем и номенклатура выпускаемых непрерывно армированных конструкций и т.п.

Настоящие Рекомендации содержат основные принципы и описание метода непрерывного армирования, а также перечень изготовляемых при этом преднапряженных конструкций, требования к материалам и арматурно-намоточным агрегатам (в том числе к роботам), методику определения электротермомеханических параметров натяжения арматуры и описание вспомогательного технологического оборудования и оснастки, применяемых при навивке.

С выходом настоящих Рекомендаций утрачивает силу «Руководство по технологии изготовления одно- и двухосно предварительно напряженных конструкций методом непрерывного армирования» (М., 1972).

Рекомендации разработаны НИИЖБ Госстроя СССР (кандидаты техн. наук А.К.Караковский, Ф.Е.Гитман при участии кандидатов техн. наук П.Я.Дьяченко, О.М.Гетманенко, Ф.И.Иссерса, Э.А.Кричевской, инженеров С.Н.Блинниковой, В.Д.Борисова, М.Б.Гитлевича, П.П.Севрука, У.М.Фейгина) на основании теоретических и экспериментальных работ, проведенных в лаборатории непрерывно армированных и самонапряженных конструкций под руководством д-ра техн. наук, проф. В.В.Михайлова.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Рекомендации распространяются на изготовление сборных преднапряженных железобетонных конструкций с арматурным каркасом, создаваемым путем непрерывной навивки арматурной нити с помощью арматурно намоточного агрегата.

1.2. Метод непрерывного армирования основан на применении агрегатов, способных непосредственно из бухты арматурного каната или проволоки навивать арматуру на упоры формы или стенда, а также по периметру металлических, бетонных или железобетонных сердечников.

Принцип действия такого агрегата состоит в том, что сматываемая с бухты гибкая арматурная нить, один конец которой закреплен на упоре, проходит последовательно через подтормаживающее устройство, механизм подачи, натяжную станцию, распределительный рабочий орган (пиноль) и закрепляется на упоре. В процессе движения рабочего органа по заданной траектории происходит предварительное напряжение арматуры как за счет механического натяжения, так и за счет электронагрева (до =350 °C) в момент, когда арматура проходит между контактными блоками, соединенными с источником тока (рис.1). После остывания закрепленная на упорах арматура дополнительно натягивается до проектной величины за счет температурных деформаций.

Рис.1. Схема арматурно-намоточного агрегата

Рис.1. Схема арматурно-намоточного агрегата

1 — катушка с арматурой; 2 — подтормаживающий механизм; 3 — механизм подачи арматуры; 4 — направляющий блок; 5 — грузовая клеть; 6 — токоподводящие блоки; 7 — пиноль; 8 — поддон, стенд с упорами или вращающаяся платформа; 9 — электротрансформатор

1.3. Конструкция агрегатов для непрерывного армирования предусматривает синхронность скорости подачи и раскладки арматуры.

1.4. Места перегибов навиваемой арматуры могут располагаться как внутри изделия, так и за его пределами. В первом случае перегибы могут быть использованы в качестве внутренних анкеров арматуры, во втором — ее анкеровка обеспечивается за счет сцепления бетона с активным профилем витой арматуры (каната) или с периодическим профилем проволоки.

1.5. Величина натяжения навиваемой арматуры должна соответствовать указанным в рабочих чертежах на изделие. Ее отклонение в отдельной нити должно составлять не более 10%, а во всех нитях — от -5% до +10% (см. «Руководство по технологии изготовления преднапряженных железобетонных конструкций», М., 1975).

Читать еще:  Гайкорез гидравлический 22-36 мм, M14-M24 1.26/2 HYD GEDORE 8009530

1.6. При изготовлении преднапряженных железобетонных конструкций методом непрерывного армирования помимо настоящих Рекомендаций необходимо учитывать требования действующих нормативов и «Руководства по технологии изготовления преднапряженных железобетонных конструкций» (М., 1975), а также руководствоваться прилагаемой к агрегату инструкцией.

1.7. Проектирование непрерывно армированных конструкций производится в соответствии с требованиями главы СНиП 2.03.01-84 «Бетонные и железобетонные конструкции» (М., 1985) и положениями настоящих Рекомендаций.

1.8. Непрерывное армирование следует осуществлять в соответствии с рабочими чертежами на изделие, в которых должна быть приведена схема и последовательность навивки с указанием мест установки упоров и мест закрепления начала и конца арматурной нити.

Примеры схем навивки арматуры для некоторых видов непрерывно армированных конструкций приведены в прил.1.

2. НОМЕНКЛАТУРА КОНСТРУКЦИЙ, ИЗГОТОВЛЯЕМЫХ МЕТОДОМ НЕПРЕРЫВНОГО АРМИРОВАНИЯ

2.1. Метод непрерывного армирования применяется при изготовлении одно- и двухосно напряженно армированных конструкций для различных видов строительства:

а) промышленного — плиты покрытий размером 1,5х12 и 3х12 м; стропильные фермы разного типа длиной до 24 м; балки (в том числе решетчатые) длиной до 18 м; составные плиты-оболочки, собираемые из тонких преднапряженных железобетонных пластин длиной до 24 м и шириной 3 м; тонкостенные перегородки;

б) жилищного — многопустотные и сплошные панели перекрытий;

в) гражданского — плиты 2Т длиной до 15 м; многопустотные панели перекрытий длиной до 12 м;

г) сельскохозяйственного — объемные элементы стен силосов зерновых элеваторов квадратного (3х3 м) и криволинейного (диаметром 6 м) очертания в плане;

д) транспортного — дорожные и аэродромные плиты, шпалолежни для магистральных железных дорог, шпалы, элементы мостов и портовых сооружений;

е) гидротехнического и мелиоративного — элементы облицовки каналов (плоские длиной 6 м и шириной до 3 м; криволинейные из тонких пластин длиной до 12 м, которые при монтаже изгибаются до заданной кривизны), напорные трубы большого диаметра (5,5 м и более) со спиральной арматурой.

2.2. Непрерывно армированные конструкции могут изготовляться на конвейерных, агрегатно-поточных и стендовых технологических линиях, оснащенных арматурно намоточными агрегатами соответственно стационарного или самоходного типа (см. прил.2).

3. МАТЕРИАЛЫ

Арматура

3.1. При непрерывном армировании могут применяться канаты класса К-7 диаметром 4,5; 6; 7,5 и 9 мм (ГОСТ 13840-68*), высокопрочная проволока периодического профиля класса Вр-II диаметром 3, 4 и 5 мм (ГОСТ 7348-81), из которых в настоящее время наиболее эффективными являются канаты класса К-7 диаметром 6 мм, характеристики которых приведены в таблице.

Арматурные работы

Новый сервис — Строительные калькуляторы online

Железобетон – это строительный материал, в котором объединены вместе бетон и стальная арматура.

Арматуру располагают в растянутой зоне конструкции для восприятия растягивающих напряжений.

Сжимающие напряжения передаются на бетон.

Соединение бетона и стальной арматуры обеспечивает высокую прочность железобетонной конструкции при сжатии, растяжении и изгибе.

В отдельных случаях арматуру применяют для усиления бетона против сжимающих усилий, для восприятия усадочных, температурных, транспортных и других временных и постоянных нагрузок.

Достоинства монолитного железобетона во многом определяет рациональное армирование.

Для монолитных конструкций тип арматуры выбирается с учетом особенностей работы этих конструкций, их размеров и конфигурации, а также технологии и организации работ по возведению монолитных зданий и сооружений.

При назначении методов армирования учитывается технологичность установки, которая определяет трудоемкость, количество немеханизированного труда, интенсивность выполнения работ.

В составе комплексного процесса выполнения конструктивных элементов здания арматурные работы составляют 17-30% стоимости и 15-25% трудоемкости.

Анализ затрат труда на арматурные работы показывает, что до 15% общей трудоемкости работ приходится на операции по сборке и сварке арматуры, из них около 60% работ выполняется вручную.

Арматура железобетонных конструкций классифицируется по назначению, по условиям работы, по способу изготовления.

По назначению — на арматуру рабочую, которая воспринимает, главном образом, растягивающие усилия, возникающие в процессе эксплуатации конструкций, распределительную — для распределения усилий между рабочей арматурой, закрепления стержней в каркасе и обеспечения их совместной работы, монтажную — для обеспечения проектного положения отдельных стержней при сборке плоских и пространственных каркасов, хомуты — для восприятия поперечных усилий и предотвращения косых трещин в бетоне.

По условиям работы арматуру подразделяют на ненапрягаемую и напрягаемую.

Ненапрягаемую арматуру применяют в обычных железобетонных конструкциях, а также в предварительно напряженных, где она является нерабочей.

В качестве напрягаемой рабочей целесообразно применять арматуру из высокопрочной стали, которая может воспринимать максимальные растягивающие силы.

По способу изготовления арматуру подразделяют на стержневую и проволочную.

Стержневую и проволочную арматуру выпускают гладкой и периодического профиля.

Стержневую арматуру подразделяют на следующие виды :

— горячекатаную (классов А-I; А-II А-III, А-IV; А-V);

— термически упрочненную (классов Ат-IV; Ат-V; Ат-VI);

— упрочненную вытяжкой (классов А-IIв и А-IIIв).

Профили арматуры:

а – гладкая круглая; б, в – горячекатаная периодического профиля, классов А-II и А-III; г, д – сплющенная проволока; е – прядевая семипроволочная.

Проволочную арматуру подразделяют на следующие виды :

— арматурную проволоку из низкоуглеродистой стали круглую класса В-I и периодического профиля Вр- I, из углеродистой стали (высокопрочную) круглую класса В-II и периодического профиля Вр-II;

— арматурные пряди и канаты.

Арматурные пряди семипроволочные класса К-7 и 19-проволочные класса К-19, а также канаты двухпрядевые класса К-2, трехпрядевые – К-3 и многопрядевые – Кп.

Арматурные стали классов А-I, А-II, А-III, В-I, Вр-I используют в качестве ненапрягаемой арматуры в обычных и преднапряженных конструкциях.

Железобетонные конструкции армируют арматурными изделиями заводского и построечного производства :

— плоскими и гнутыми сетками;

— плоскими и пространственными каркасам;

— различными типами закладных деталей.

Виды арматурных изделий:

а – плоская сетка; б, в – плоские каркасы; г – пространственный каркас; д — пространственный каркас таврового сечения; е — то же, двутаврового сечения; ж — гнутая сетка; и — то же, криволинейного сечения; к – закладные детали.

Часть арматурных изделий в настоящее время унифицированы.

В ЦНИИпромзданий и ЦНИИОМТП разработаны унифицированные арматурные сетки и примеры армирования различных конструкций с использованием их.

Оптимальная длина сеток, мм, при ширине, мм

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector