Yoga-mgn.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электрические измерения, класс точности, погрешность приборов измерения.

Электрические измерения, класс точности, погрешность приборов измерения.

Грамотный выбор средства измерения (в частности — измерительного прибора) из некоторого множества с различными характеристиками) — важный вопрос, от решения которого в значительной мере зависит достоверность результатов измерения (регистрации) и эффективность работы в эксперименте.

Если есть возможность выбрать один прибор из нескольких однотипных, подходящих по диапазонам измерений и основным эксплуатационным характеристикам, то прежде всего следует руководствоваться метрологическими характеристиками приборов.

Если примерное значение измеряемой величины известно, условия проведения эксперимента достаточно определены, то можно и полезно оценить (т.е. определить хотя бы приблизительно) ожидаемые инструментальные погрешности всех сравниваемых приборов.

Напомним, что существуют два подхода к оценке погрешностей результатов измерений: детерминированный и вероятностный (статистический). Первый — проще, но дает в общем случае завышенную оценку погрешности, т.к. в нем рассматривается наихудший случай сочетания всех составляющих. Он иногда так и называется — метод наихудшего случая.

Рассмотрим этот (детерминированный) подход на примере выбора прибора для статического однократного измерения периодического напряжения электрической сети. Допустим предполагаемый диапазон измеряемых средних квадратических (действующих) значений 170 В . 260 В. Номинальная частота 50 Гц. Полоса частот (спектр) исследуемого напряжения ограничен верхней частотой — 2000 Гц. Температура в эксперименте предполагается порядка + 30°С . + 35°С. Суммарная инструментальная погрешность должна быть обеспечена на уровне не хуже 3% . 4%).

Предположим, в нашем распоряжении три прибора: А, Б, В (см. рис.1 ):

Аналоговый многофункциональный измерительный прибор (тестер) с подходящим диапазоном измерения переменных напряжений 0 . 300 В. Класс точности прибора (предельное значение основной приведенной погрешности gп) в этом режиме и на этом диапазоне : 1,5 (т.е. gп = ± 1,5 %) . Дополнительная погрешность определена в паспорте на прибор как «основная на каждые 10°С» в пределах изменения температур окружающей среды до + 50°С.

Цифровой мультиметр с подходящим диапазоном измерения переменных напряжений 0 . 400 В. Класс точности прибора (предельное значение основной абсолютной погрешности Dп ) на этом диапазоне: Dп = ± (0,005·Хк + 0,005·Х ), где Хk — верхнее значение диапазона измерения ( в нашем случае Хk = 400 В ); Х — предполагаемое измеренное значение ( в нашем случае Х = 170 В . 260 В ). Дополнительная погрешность определена как «половина основной на каждые 10°С» в пределах изменения температур окружающей среды до + 50°С.

Аналоговый самопишущий вольтметр переменного напряжения с диапазоном измерения 500 В. Класс точности прибора (предельное значение основной относительной погрешности dп во всем диапазоне рабочих температур ( 0 . + 45°С ) dп = ± 5,0 %.

Классы точности всех приборов заданы по-разному и графически зависимости значений абсолютных и относительных погрешностей от значения измеряемой величины Х можно представить так — см. рис. 2.

Пренебрегая методическими погрешностями, погрешностями взаимодействия, субъективными погрешностями, оценим количественно абсолютные (D) и относительные (d) инструментальные погрешности предполагаемых результатов измерения напряжения всеми приборами. Причем, воспользуемся наиболее простым подходом — методом наихудшего случая, т.е. определим максимально возможные значения погрешностей при заданных условиях.

Предельное значение основной абсолютной погрешности D10

где Хн — диапазон измерения (нормирующее значение — часто аналог конечного значения Хk).

Предельное значение основной относительной погрешностей d10

Дополнительная (температурная) абсолютная погрешность D определяется так:

Суммарная инструментальная абсолютная погрешность D1 равна:

Предельное значение суммарной относительной погрешностей d1 (для худшего значения Х = 170В)

Предельное значение основной абсолютной погрешности D20

где: Хk — верхнее значение диапазона измерения (в нашем случае Хk = 400 В);
Х — предполагаемое измеренное значение ( в нашем варианте — диапазон значений Х = (170 . 260) В.

Меньшему значению Х соответствует погрешность

Большему значению Х соответствует погрешность

Дополнительная (температурная) абсолютная погрешность D определяется для границ диапазона возможных значений Х так:

Суммарная инструментальная абсолютная погрешность D2 для границ диапазона возможных значений Х равна:

Предельные значения суммарной относительной погрешности d2 для границ диапазона значений Х = (170 . 260)В , соответственно:

Предельное значение общей относительной погрешностей d3 = ± 5,0% (во всем диапазоне рабочих температур).

Предельное значение общей абсолютной погрешности D3

Найденные оценки предельных значений суммарных абсолютных и относительных инструментальных погрешностей сведены в таблицу 1 . (Следует отметить, что реальные погрешности могут иметь любые конкретные значения, не превышающие рассчитанных предельных значений).

Оценки суммарных инструментальных погрешностей

Таким образом, можно сделать следующий вывод.

В данном случае, естественно, правильнее выбрать второй прибор ( прибор Б ) , т.к. он обеспечивает требуемое значение предельной относительной погрешности ( ±2,9% / ±2,2% ) во всем диапазоне возможных значений измеряемого напряжения.

Строго говоря, необходимо учитывать и другие возможные составляющие общей погрешности результата. Например, в данном случае, погрешность взаимодействия, вызванную недостаточно высоким входным сопротивлением измерителя напряжения.

Отметим, что не следует стремиться выбрать прибор с минимальной (а тем более — с нулевой) погрешностью. Требование неоправданно высокой точности к прибору приводит к увеличению затрат на эксперимент.

Что означает класс точности измерительного прибора

Класс точности измерительного прибора — это обобщенная характеристика, определяемая пределами допускаемых основных и дополнительных погрешностей, а также другими свойствами, влияющими на точность, значения которых установлены в стандартах на отдельные виды средств измерений. Класс точности средств измерений характеризует их свойства в отношении точности, но не является непосредственным показателем точности измерений, выполняемых при помощи этих средств.

Для того чтобы заранее оценить погрешность, которую внесет данное средство измерений в результат, пользуются нормированными значениями погрешности . Под ними понимают предельные для данного типа средства измерений погрешности.

Погрешности отдельных измерительных приборов данного типа могут быть различными, иметь отличающиеся друг от друга систематические и случайные составляющие, но в целом погрешность данного измерительного прибора не должна превосходить нормированного значения. Границы основной погрешности и коэффициентов влияния заносят в паспорт каждого измерительного прибора.

Основные способы нормирования допускаемых погрешностей и обозначения классов точности средств измерений установлены ГОСТ.

На шкале измерительного прибора маркируют значение класса точности измерительного прибора в виде числа, указывающего нормированное значение погрешности. Выраженное в процентах, оно может иметь значения 6; 4; 2,5; 1,5; 1,0; 0,5; 0,2; 0,1; 0,05; 0,02; 0,01; 0,005; 0,002; 0,001 и т. д.

Читать еще:  Механические и электромеханические гильотинные ножницы

Если обозначаемое на шкале значение класса точности обведено кружком, например 1,5, это означает, что погрешность чувствительности δ s =1,5%. Так нормируют погрешности масштабных преобразователей (делителей напряжения, измерительных шунтов, измерительных трансформаторов тока и напряжения и т. п.).

Это означает, что для данного измерительного прибора погрешность чувствительности δ s= d x/x — постоянная величина при любом значении х. Граница относительной погрешности δ (х) постоянна и при любом значении х просто равна значению δ s, а абсолютная погрешность результата измерений определяется как d x= δ sx

Для таких измерительных приборов всегда указывают границы рабочего диапазона, в которых такая оценка справедлива.

Если на шкале измерительного прибора цифра класса точности не подчеркнута, например 0,5, это означает, что прибор нормируется приведенной погрешностью нуля δ о=0,5 %. У таких приборов для любых значений х граница абсолютной погрешности нуля d x= d о=const, а δ о= d о/хн.

При равномерной или степенной шкале измерительного прибора и нулевой отметке на краю шкалы или вне ее за хн принимают верхний предел диапазона измерений. Если нулевая отметка находится посредине шкалы, то хн равно протяженности диапазона измерений, например для миллиамперметра со шкалой от -3 до +3 мА, хн= 3 — (-3)=6 А.

Однако будет грубейшей ошибкой полагать, что амперметр класса точности 0,5 обеспечивает во всем диапазоне измерений погрешность результатов измерений ±0,5 %. Значение погрешности δ о увеличивается обратно пропорционально х, то есть относительная погрешность δ (х) равна классу точности измерительного прибора лишь на последней отметке шкалы (при х = хк). При х = 0,1хк она в 10 раз больше класса точности. При приближении х к нулю δ (х) стремится к бесконечности, то есть такими приборами делать измерения в начальной части шкалы недопустимо.

На измерительных приборах с резко неравномерной шкалой (например на омметрах) класс точности указывают в долях от длины шкалы и обозначают как 1,5 с обозначением ниже цифр знака «угол».

Если обозначение класса точности на шкале измерительного прибора дано в виде дроби (например 0,02/0,01), это указывает на то, что приведенная погрешность в конце диапазона измерений δ прк = ±0,02 %, а в нуле диапазона δ прк = -0,01 %. К таким измерительным приборам относятся высокоточные цифровые вольтметры, потенциометры постоянного тока и другие высокоточные приборы. В этом случае

δ (х) = δ к + δ н (хк/х — 1),

где хк — верхний предел измерений (конечное значение шкалы прибора), х — измеряемое значение.

Электрические измерения и приборы

Класс точности приборов Б и В одинаков, а верхний предел измерения прибора Б больше. В каком соотношении будут находиться максимальные значения абсолютных погрешностей измерения ∆ мБ и ∆ мВ при измерении приборами Б и В? Указать правильный ответ.

1) ∆ мБ = ∆ мВ . 2) ∆ мБ мВ . 3) ∆ мБ > ∆ мВ .

Класс точности прибора характеризуется его относительной приведенной погрешностью.

Допустим, прибор Б имеет шкалу на 100 В , а прибор В—на 20 В , класс точности приборов 0,5 . Тогда абсолютная погрешность при измерении прибором Б составит ∆A мБ = 0,5∙100/100 =0,5 В , а прибором В ∆A мВ =0,5∙20/100=0,1 В , откуда следует, что

∆A мБ >∆A мВ . Ответ: 3.

В цепи рис. 7.13 U=100 В , r 1 = 10000 Ом , r 2 =30000 Ом . Для измерения напряжения был взят вольтметр со шкалой на 100 В , сопротивлением r в =30000 Ом , класса точности 0,5 . Определить абсолютную погрешность измерения ∆U . Указать правильный ответ,

1) 15±0,5 В . 2) 15±0,3 В . 3) ±0,5 В . 4) ±0,3 В .

Напряжение на сопротивлении r 2 до включения вольтметра равно

U Д =U r 2 /(r 1 +r 2 )=100∙30000/(10000+30000)=75 В.

При включении вольтметра сопротивление r 2 будет шунтировано сопротивлением вольтметра r в . Напряжение, измеряемое вольтметром, окажется равным

…………………. U r 2 r в ………………………… 100 30000∙30000

…..… r 1 + r 2 r в /(r 2 +r в ) r 2 +r в …….. 10000+30000∙30000/(30000+30000) 30000+30000

Абсолютная погрешность измерения, вызванная неточностью прибора, составит

∆U м =0,5∙100/100=±0,5 В.

Погрешность измерения, обусловленная использованием вольтметра с малым сопротивлением, равна

∆U 1 =U Д — U В =75-60==15В.

Общая погрешность измерения сложится из погрешности, обусловленной неправильным выбором прибора, и погрешности самого прибора:

∆U=∆U 1 +∆U М = 15 ±0,5 В. Ответ: 1.

В цепи рис 7.23 U=120 В, r 1 = 600 Ом, r 2 =1200 Ом, r 3 = 4000 Ом . Измеряемые напряжения могут быть равны 80— 120 В . Для измерения напряжения с погрешностью, не превышающей 4 % , был заказан вольтметр, имеющий следующие данные: 1) класс точности 0,5 ; 2) верхний предел измерений 150 В ; 3) сопротивление 5000 Ом ; 4) прибор магнитоэлектрической системы.

Оказалось, что вольтметр непригоден для измерений в данной цепи. Какой из параметров прибора является причиной?

1. Класс точности прибора позволяет измерять с абсолютной погрешностью не более 4 %.

Относительная погрешность измерения при измерении наименьшего действительного напряжения U Д =80 В равна

∆А=(U Д -U И )∙100%/U Д

выразив ее через основную приведенную погрешность прибора

f =(U Д -U И )∙100%/U НОМ

∆А=fU НОМ /U Д = 0,5∙150/80 =0,94%; 0,94

2. Верхний предел измерения прибора дает возможность измерить напряжение 120 В, так как его верхний предел равен 150 В.

3. Сопротивление прибора мало, и измерение с требуемой точностью произвести невозможно.

Напряжение, например, на резисторе с сопротивлением r 3 при положении движка реостата r Р в крайнем положении б равно

…… r 1 + r 1 r 2 /(r 2 +r в ) … 4000+600 ∙1200/(600+1200)

После подключения вольтметра напряжение на резисторе r 3 равно

… [ r в r 3 /( r в + r 3 ) + r 1 r 2 /(r 1 +r 2 )]∙( r в + r 3 )

Погрешность измерения составляет

4, Система прибора соответствует.

Для измерения постоянных напряжений обычно используются приборы магнитоэлектрической системы. Ответ: 3.

Напряжение и цепи рис. 7.29, а изменяется по закону, график которого изображен на рис. 7.29, б. Определить показания вольтметров V 1 и V 2 , если имеем приборы: а) магнитоэлектрической системы; б) электродинамической системы. Сопротивление x c Указать неправильный ответ.

Для п. “a”:l) U 1 = 150 В . 2) U 2 = 0 В.

Для п. “б”: 3) U 1 = 178 В . 4) U 2 = 35,5 В.

U 1 = U m1 /√2 =50/1,41= 35,5 В.

Приборы магнитоэлектрической системы измеряют среднее значение (постоянную составляющую). Показание первого вольтметра магнитоэлектрической системы U 1а =U 0 =150 B .

Читать еще:  Правильная пайка латуни в домашних условиях

Приборы электродинамической системы измеряют действующее (среднеквадратичное) значение. Показание первого вольтметра электродинамической системы равно

U 1б =(U 0 2 +U 1 2 ) 1/2 =(150 2 +35,5 2 ) 1/2 =154 B.

Напряжение, которое измеряет второй вольтметр, не имеет постоянной составляющей, так как при частоте f=0 сопротивление конденсатора равно бесконечности. В цепи действует только переменный ток, вызванный напряжением первой гармоники приложенного напряжения

I=U 1 /(r 2 +x c 2 ), так как по условию x c 1 /r. Напряжение на резисторе равно

U 2 =I r=U 1 r/r =U 1 =35,5 B.

Показание второго вольтметра магнитоэлектрической системы будет равно нулю, так как нет постоянной составляющей U 2а =0 . Показание вольтметра электродинамической системы U 2б = 35,5 В. Ответ: 3.

Определить показания, амперметров четырех систем цепи рис. 7.34 для трех случаев изменения тока i(t), графики которых изображены на рис. 7.34, I m =5 А . Указать неправильный ответ.

Решение 7-34. Приборы магнитоэлектрической системы измеряют среднее значение (постоянную составляющую) измеряемой величины.

Случай 1. I ср =2 I m / π=2∙5/3,14=3,18 ΐ.

Случай 2. I ср =0.

Случай 3. I cр =I m =5 A.

Приборы электромагнитной системы измеряют действующее (среднеквадратичное) значение измеряемой величины.

Случай 1. I=I m /(2) 1/2 = 5/1,41 = 3,55 А.

Случай 2. I=I m /(2) 1/2 = 5/1,41 = 3,55 А.

Случай 3. I=(I m 2 +I m 2 /2) 1/2 = (5 2 +5 2 /2)= 6,12 A.

Приборы электродинамической системы, так же как и электромагнитной, измеряют действующее значение.

1) I=3,55 А. 2) I=3,55 А. 3) I=6,12 А.

Приборы магнитоэлектрической системы с выпрямителем по мостовой схеме (двухполупериодной) измеряют среднее по модулю значение.

Глава 3. Электрические измерения и приборы

Следует отметить, что по относительным погрешностям оцени­вать точность, например, стрелочных измерительных приборов, весьма неудобно, так как для них абсолютная погрешность вдоль всей шкалы практически постоянная, поэтому с уменьшением зна­чения измеряемой величины растет относительная погрешность (1). Рекомендуется при работе со стрелочными приборами выбирать пределы измерения величины так, чтобы не пользоваться началь­ной частью шкалы прибора, т.е. отсчитывать показания по шкале ближе к ее концу.

Точности измерительных приборов оценивают по приведенным погрешностям, т. е. по выраженному в процентах отношению абсо­лютной погрешности к нормирующему значению AН :

Нормирующим значением измерительного прибора называется ус­ловно принятое значение измеряемой величины, могущее быть рав­ным верхнему пределу измерений, диапазону измерений, длине шкалы и др.

Погрешности приборов подразделяют на основную, присущую прибору при нормальных условиях применения вследствие несовер­шенства его конструкции и выполнения, и дополнительную, обусловленную влиянием на показания прибора различных внешних фак­торов.

Нормальными рабочими условиями считают температуру окружающей среды 20±5°С при относительной влажности воздухе 65±15%, атмосферном давлении 750±30 мм.рт.ст., в отсутствие вне­шних магнитных полей, при нормальном рабочем положении прибора и т. д. В условиях эксплуатации, отличных от нормальных, в электроизмерительных приборах возникают дополнительные погрешности, которые представляют собой изменение действительного значения меры (или показания прибора), возникающее при отклонении одного из внешних факторов за пределы, установленые для нормальных условий.

Допустимое значение основной погрешности эпектроизмерительного прибора служит основанием для определения его класса точности. Так, электроизмерительные приборы по степени точности подразделяются на восемь классов: 0.05; 01; 0.2; 0.5; 1.0; 1.5; 2.5; 4.0, причем цифра, обозначающая класс точности, указывает на наибольшее допустимое значение основной погрешности прибора (в процентах). Класс точности указывается на шкале каждого измерительного прибора и представляет собой жирно выделенную или об­веденную кружком цифру.

Шкалу прибора разбивают на деления. Цена деления (или постоянная прибора) есть разность значений величины, которая соответствует двум соседним отметкам шкалы. Определение цены деления, например вольтметра и амперметра, производят следующим образом:

СU = UH / N — число вольт, приходящееся на одно деление шкалы;

CI = IH / N — число ампер, приходящееся на одно деление шкалы;

N — число делений шкалы соответствующего прибора.

Но иногда встречаются приборы с неравномерно разбитой по делениям шкалой, цену деления нужно определять на участке шкалы, например, цену маленьких делений определяют на участке между большими делениями с цифровой разметкой.

Важной характеристикой прибора является чувствительность S, которую, например, для вольтметра SU амперметра SI определя­ют следующим образом:

SU = N /UH — число делений шкалы, при­ходящееся на 1 В;

SI = N / IH — число делений шкалы, приходящее­ся на 1 А.

Другой важной метрологической характеристикой прибора явля­ется его надежность — способность сохранять заданные характери­стики при определенных условиях работы в течение заданного вре­мени. Количественной мерой надежности является вероятность безотказной работы (ВБР) — вероятность того, что в течение опре­деленного времени Т непрерывной работы не произойдет ни одно­го отказа. Так, амперметры и вольтметры типа Э8027 имеют мини­мальное значение ВБР 0,96 за 2000 ч непрерывной работы. Иными словами, из 100 таких приборов за 2000 часов непрерывной работы лишь 4 будут нуждаться в ремонте.

3.4. Классификация электроизмерительных приборов и технические требования, предъявляемые к ним

Электроизмерительные приборы классифицируют по различным признакам.

По роду измеряемой величины электроизмерительные приборы подразделяют на амперметры, вольтметры, ваттметры, счетчики электрической энергии, фазометры, частотомеры, омметры и т.д. Условное обозначение по роду измерительной величины (табл. 3.1) наносится на лицевую сторону прибора. На шкалах электроизмерителных приборов указывают также условные обозначения, отражающие род измеряемого тока, класс точности прибора, испытательного напряжения изоляции, рабочего положения прибора и т.д..(табл. 3.2).

Измерительные приборы бывают аналоговыми и цифровыми. Аналоговыми называют измерительные приборы, показания которых являют непрерывной функцией измеряемой величины. Цифровыми называют измерительные приборы, показания которых выражены в цифровой форме.

В зависимости от вида получаемой информации измерительные приборы подразделяют на показывающие, интегрирующие, суммирующие (табл 3.3).

  • « Предыдущая
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Следующая »

Проверка электроизмерительных приборов,

Проверка электроизмерительных приборов,

Цель работы: приобрести практические навыки по изменению тока, напряжения и мощности в электрических цепях; изучить устройство приборов; провести проверку амперметра, вольтметра, ваттметра; определить, истинный класс точности приборов и дать заключение об их пригодности.

Основные теоретические сведения.

Выполнение любой лабораторной работы по электротехнике сопровождается измерением тока, напряжения и других электрических величин, что позволяет постигнуть сущность исследуемого физического процесса и выявить характеристики того или иного электротехнического устройства. Для обеспечения правильности полученного результата необходимо грамотно использовать имеющиеся в лаборатории средства электрических измерений, уметь оценивать численное значение измеряемой величины с указанием точности полученного результата измерений.

Читать еще:  Температура плавления припоя. Свойства припоев и подшипниковых материалов

В работе используются приборы электромагнитной и электродинамической систем.

В приборах электромагнитной системы (рис.1-1) вращающий момент cos дается взаимодействием магнитного ноля неподвижной катушки 1 с подвижной ферромагнитной пластинкой 2, которая втягивается в катушку с силой F, Противодействующий момент образуется за счет пружин 3. Для устранения колебаний стрелки 7 служит демпфер 4. Эта система используется для измерения в цепях переменного и постоянного токов.

Приборы электродинамической (рис.1-2) и ферродинамической систем содержат две катушки: подвижную 1 и неподвижную 2, по которой протекают токи In и Iн. Величина этих токов зависит от о6ъекта измерения.

Вращающий момент возникает за счет взаимодействия тока подвижной катушки 1 с магнитным полем неподвижной катушки. Пружины 3 служат для создания противодействующего момента и для подвода тока к подвижной катушке. Успокоение колебаний стрелки 5 обеспечивает демпфер 4.

Приборы ферродинамичекой системы имеют стальной магнитопровод, который позволяет делать их более чувствительными и менее подверженными влиянию внешних магнитных полей по сравнению с электродинамическими. Данные системы применяют для измерений в цепях переменного и постоянного токов.

0тсчетное устройство содержит неподвижную шкалу и стрелку, отклонение которой зависит от измеряемой величины, шкалы приборов могут быть равномерными и неравномерными. В последнем случае на шкале выделяется рабочая часть, которая обычно находится в пределах от 20% до 100% верхнего предела измерения. Пределы рабочей части отмечаются на шкале точками.

Рис. 1-1. Схема устройства прибора электромагнитной системы: 1- катушка; 2-ферромагнитная пластина; 3- противодействующие пружины; 4- демпфер (успокоитель колебаний стрелки); 5-подпятники; 6- ось; 7- стрелка прибора.

рис. 1–2. Схема устройства прибора электродинамической системы:1.- подвижная катушка; 2 — неподвижная катушка;3 – противодействующие и токоподводящие пружины; 4- демпфер; 5- стрелка; 6 — ось; 7 – подпятники.

Условные обозначения на шкалах электроизмерительных приборов приведены в таблицах 1-1 и 1-2.

Электроизмерительные приборы и их классификация. Классификация электроизмерительных приборов. Системы измерительных приборов.

Измерение — это процесс определения физической величины с помощью технических средств.

Мера — это средство измерения физической величины заданного размера.

Измерительный прибор — это средство измерения, в котором вырабатывается сигнал, доступный для восприятия наблюдателем.

Меры и приборы подразделяются на образцовые и рабочие. Образцовые меры и приборы служат для поверки по ним рабочих средств измерений. Рабочие меры и приборы служат для практических измерений.

Классификация электроизмерительных приборов

Электроизмерительные приборы можно классифицировать по следующим признакам:

· роду измеряемой величины;

Классификация электроизмерительных приборов по роду измеряемой величины:

· для измерения напряжения (вольтметры, милливольтметры, гальванометры);

· для измерения тока (амперметры, миллиамперметры, гальванометры);

· для измерения энергии (электрические счетчики);

· для измерения угла сдвига фаз (фазометры);

· для измерения частоты тока (частотомеры);

Классификация электроизмерительных приборов по роду тока:

Классификация электроизмерительных приборов по степени точности: по степени точности приборы подразделяются на следующие классы точности: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; и 4,0. Класс точности не должен превышать приведенной относительной погрешности прибора, которая определяется по формуле:

где А — показания поверяемого прибора; А — показания образцового прибора; Amax — максимальное значение измеряемой величины (предел измерения).

Системы измерительных приборов

Классификация электроизмерительных приборов по принципу действия: различают системы электроизмерительных приборов. Приборы одной системы обладают одинаковым принципом действия. Существуют следующие основные системы измерительных приборов:

Разборка и сборка являются ответственными операциями при ремонте приборов, поэтому выполнение этих операций должно быть аккуратным и тщательным. При небрежной разборке портятся отдельные детали, в результате чего к уже имеющимся неисправностям добавляются новые. Прежде чем приступить к разборке приборов, необходимо придумать общий порядок и целесообразность проведения полной или частичной разборки.

Полная разборка производится при капитальном ремонте, связанном с перемоткой рамок, катушек, сопротивлений, изготовлением и заменой сгоревших и разрушенных деталей. Полная разборка предусматривает разъединение отдельных частей между собой. При среднем же ремонте в большинстве случаев производится неполная разборка всех узлов прибора. В этом случае ремонт ограничивается выниманием подвижной системы, заменой подпятников и заправкой кернов, сборкой подвижной системы, регулированием и подгонкой к шкале показаний прибора. Переградуировка прибора при среднем ремонте производится только при потускневшей, грязной шкале, а в остальных случаях шкала должна сохраняться с прежними цифровыми отметками. Одним из качественных показателей среднего ремонта является выпуск приборов с прежней шкалой.

Разборку и сборку необходимо производить с помощью часовых пинцетов, отверток, малых электрических паяльников мощностью 20 – 30 – 50 вт, часовых кусачек, овалогубцев, плоскогубцев и специально сделанных ключей, отверток и т.д. На основании выявленных неисправностей прибора приступают к разборке. При этом соблюдается следующий порядок. Сначала снимается крышка кожуха, прибор очищается внутри от пыли и грязи. Затем определяется момент антимагнитной пружинки и отвинчивается шкала (подшкальник).

Затем отпаивается внешний конец пружины. Для этого стрелка отводится рукой до максимума, причем пружинка закручивается. К пружинодержателю прикладывают нагретый электрический паяльник, и пружинка, отпаиваясь, соскальзывает с пружинодержателя. Теперь можно приступить к дальнейшей разборке. Специальным ключом, комбинированной отверткой или пинцетом отвинчивают контргайку и оправку с подпятником. Выводят крыло воздушного или магнитного успокоителя, а у приборов с квадратным сечением коробки снимают крышку успокоителя.

После выполнения этих операций вынимается подвижная система прибора, проверяются подпятники и концы осей или кернов. Для этого их осматривают под микроскопом. В случае надобности керны вынимаются для заправки при помощи ручных тисочков, бокорезов или кусачек. Захваченный керн слегка поворачивается при одновременном осевом усилии.

Дальнейшая разборка подвижной системы по составным частям производится в тех случаях, когда не удается вынуть керн (вынимается ось). Но прежде чем разобрать подвижную систему по частям, нужно произвести фиксацию взаимного расположения деталей, закрепленных на оси: стрелки относительно железного лепестка и крыла успокоителя, а также деталей вдоль оси (по высоте). Для фиксации расположения стрелки, лепестка и крыла успокоителя изготовляется приспособление, в котором имеется отверстие и углубления для пропускания оси и поршенька.
При сборке приборов необходимо особое внимание уделять тщательности установки подвижных систем в опоры и регулировке зазоров. последовательность операций сборки обратна их последовательности при разборке.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector